На этой странице вы найдете ответы на вопросы, заданные в 1999 году.


 

1)После страшного суда часть людей отправится в вечную муку. Как сможет терпеть это Господь? Ведь Он, любя, создал нас и умер за нас.
2)Если Вам что-либо известн
о о психотренинге "Шаг в будущее", расскажите, пожалуйста. Мои брат проходит курс тренинга, никак не могу убедить его и родителей, что ему лучше прекратить эти занятия.

Мария,

25.12.99

Господь, не терпя того, что человеческий род страдает, сошел на землю с небес, умер страшной, позорной смертью на кресте и даже до ада сошел, чтобы спасти тех, кто своей жизнью обрек себя на вечную муку.
Господь состраждет тем, кто страдает. На Его воскресшем Теле остались следы от ран. Но страдая и всё творя ради нашего спасения, Господь не хочет спасать нас насильно, лишая нас свободы. 
Это непонятно многим. Мы готовы лишить человека свободы и насильно сделать его хорошим. Господь не хочет нас спасать без нас. Вечная мука остается тем, кто не хочет спасения. Само это словосочетание: "вечная мука" - по-разному истолковывается богословами. Думать, что после Страшного Суда часть людей будет блаженствовать и спокойно смотреть, как мучается вечно другая часть человечества - это грубое упрощение тайны Божественной справедливости.
Как в вечности разрешится проблема сопоставления с одной стороны - свободы человека, который может выбрать вечную муку, а с другой всесильной Божественной любви, несовместимой с вечным страданием - думаю, пока не сможет объяснить никто. Подождем ответа на этот вопрос с несомненной верой во Всемогущество и Милосердие Божие. 
О психотренинге "Шаг в будущее" я ничего не знаю. Простите. Мы по своей греховности и из-за своего несовершенства мало кого можем в чем-то убедить. Молитесь усердно о родителях и брате, свидетельствуя об истинности православия своей жизнью и сострадательной любовью.
Да вразумит Вас Господь!

прот. Аркадий Шатов

 

До пришествия Господа нашего Иисуса Христа во ад сходили и праведники, и грешники. Не минула сия чаша и Иоанна Крестителя. Однако в Ветхом завете праведные мужи тоже попадали на небеса - во время преображения Господа явились Ему Моисей и Илия. Объясните пожалуйста, каким образом восхищались на Небеса святые Ветхого завета. 

    Алексей, 
            4.12.99

Действительно, до сошествия во ад Господа Иисуса Христа все праведники (за исключением лишь двух святых мужей - Еноха (Быт.5,24) и Илии (4 Царств.2,11)) сходили во ад, однако они были отделены от грешников и не испытывали их мучений, хотя и были лишены источника совершенного блаженства - лицезрения Творца. В притче о богатом и Лазаре (Лк.16,23)место пребывания святых Ветхого Завета именуется ложем Авраамовым.
Что касается Преображения, то оно происходило на горе Фавор, то есть на земле, а не на небе. По изъяснению святых отцов там была собрана вся церковь: Моисей - из ада, апостолы - с земли и Илия - с неба. Явление Моисея и Илии происходило чудесным образом по особому промыслу Божию.
Что же касается Еноха и Илии, то, будучи живыми взяты на небо, они, подобно всем праведникам Ветхого Завета, не избежат закона смерти, ибо по учению Церкви два свидетеля, которые "будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней" (Откр.11,3 и далее) и есть эти два праведника. Будучи убиты зверем, выходящим из бездны, они через три с половиной года воскреснут и взойдут на облаке на небо, предвосхищая всеобщее воскресение. 
                                 д. Иоанн

Не могли бы Вы разъяснить то место в Евангелии, где Господь на просьбу человека прежде, чем следовать за Ним, похоронить своего отца отвечает:" Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов"(Мф.8,22,  Лк.9,60). Люди сомневающиеся, неверующие ставят эти слова "в вину", говоря, что в этих словах нет любви, одна жестокость и фанатизм. 

 Ольга, 
        9.12.99

Краткий ответ:                          Прочитать подробный ответ

Но почему, скажет кто-либо, не позволил? Потому что и без него было, кому исполнить то дело, и умерший не остался бы без погребения; между тем ученику не должно было уда­ляться от дела более необходимого. Сказав же, мертвецы своя, показывает что мертвец не Его. Умерший, по моему мнению, был из неверовавших.                                   Прочитать подробный ответ

 

Каковы положения, позволяющие считать неверным католичество, что неправильного происходит в их богослужениях? Меня спрашивают об этом, и я не могу ответить наверняка, хотя знаю и чувствую, что там что-то действительно не так. Один мой друг из Копенгагена недавно рассказывал, что у них в Дании после служб церкви сдаются как бы в аренду на ночь или на вечер, и молодёжь проводит там свои вечеринки, играют рок-н-ролл и т.п. Церковь-то может быть и католическая, но всё равно неприятно, так как это храм, в котором люди собираются во Имя Господне.И ещё меня интересует вопрос, почему сейчас в мире так много атеистов - солидных, между прочим, и неглупых людей? Я общалась со многими из них, и они удивляются, как я - молодой учёный (я работаю в области молекулярной генетики )- могу верить в Бога. У меня же атеизм просто не укладывается в голове. Кроме того, я хотела спросить, знакома ли Церковь с книгами Григория Климова, и что Она думает по этому поводу. 

            Наталья (Австрия),

           26.11.99 


Краткий ответ:                                        Прочитать подробный ответ

С католиками нас разделяет, прежде всего, их почитание римского папы видимым главой Церкви, заместителем Христа. Неприемлемым для православных является также существование в Католической Церкви тайной гвардии иезуитов, находящихся в абсолютном подчинении папе и имеющих до конца непредставимые цели и образ действий. Прочие же отличия являются, на наш взгляд, второстепенными. В настоящее время католики и сами   зачастую не делают на них особого ударения и даже от некоторых их них готовы и вовсе отказаться - но только ради признания другими христианами абсолютной власти римского папы. Последние события на Украине явственно об этом    свидетельствуют.

Случай со сдачей церковного помещения для проведения дискотеки имел место, по всей видимости, не в католическом приходе,   а лютеранском - лютеран в Дании большинство - 95 %, - и именно для них, как и для вообще протестантов характерно стрем­ление "воцерковить" самые постыдные грехи и извращения.

Неверующих людей всегда было много. Вера - это подвиг, который современному человеку бывает очень трудно понести - из-за тех обольще­ний о жизни и человеке, которые предоставляют   в его распоряжение современные наука и техника. Спасти здесь смогут трезвые размышления о смерти и о Христе.

Книги Г.Климова представляются нам опасными, нехристианскими. На наш взгляд, в них есть семя расизма и нацизма, биологической вражды.

Прочитать подробный ответ                             Свящ. Василий .

 

 

 

Если Иисус - Сын Божий, то получается что у Бога тоже есть родители. Если у Бога есть родители, то он не Бог! Как это понять. В Исламе говорится, что Бог один, и Он не рожден и не рождает... (В Коране о христианах говорится не как о неверующих, а как о заблудившихся). Не заблуждение ли мысль, что Иисус - Сын Бога! 

Аман,

6.11.99

Дорогой Аман!

Бог Отец рождает Бога Сына. В данном контексте понятия ОТЕЦ и СЫН означают совсем не то, что они означают, когда мы говорим о людях. Бог Сын так же отличается от сына, маленького мальчика, как Бог отличается от человека. Бог Отец рождает Бога Сына совсем не так, как рождают детей отцы на земле. Так думать - кощунство!

Бог превыше всего, что окружает человека, и Сущность Божественная непознаваема. Мы можем говорить только о свойствах Божиих.

Христианство, так же, как и ислам, говорит, что Бог безначален, бесконечен, вечен, постоянен, несотворен, неизменен, бестелесен, невидим, неосязаем, неописуем, беспределен, недоступен для ума, необъятен, непостижим, всеблаг, праведен, Промыслитель обо всем, Имеющий власть над всем, Судия, Творец всех тварей, превечный, всеведущий, всемогущий, Вседержитель. “Той рече - и быша, Той повеле - и создашася” (Пс. 32, 9), “Взойду ли на небо - Ты там, сойду ли в преисподнюю - и там Ты” (Пс. 138. 8). И из Корана: “Лишь Он - Творец земли и неба, когда задумано творенье Им, Он молвит - "Будь!" - и явится оно” (2:107), “Аллах, поистине, о всякой вещи знающ!” (2:29), “Аллах - обладатель великой милости” (2:105), “Аллах над всякой вещью мощен” (2:106), “Лишь Ему принадлежит господство над землей и небом” (2:107), “Аллах видит, что вы делаете” (2:110).

Так же как и Вы, Аман, мы веруем, что Бог один. “Мы веруем, - пишет Иоанн Дамаскин, - во единого Бога, единое начало, безначального, несозданного, нерожденного, негибнущего Бога”. “Верую во Единого Бога Отца Вседержителя...” - это первые слова православного Символа Веры, где под “единым” мы подразумеваем “единственного, единосущного в Себе Бога”. “Если Бог не один, то нет Бога” (Тертуллиан). “Нет иного Бога, кроме единого” (1 Кор. 8,4).

Но христианам открыто больше – тайна божественной троичности. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, и Дух Святый есть истинный Бог, но притом так, что в трех Ипостасях есть един только Триипостасный Бог.

Бог разделяется неразделимо и сочетается раздельно, потому что Божество есть единое в трех и едино суть три. В Троице одна природа - божественная, также как во всех людях одна природа - человеческая. Но если человеческие личности разъединены, то Лица Троицы, имеют одну волю, одну силу, одно действие. В них тождество власти, силы и благости. Об Отце, Сыне и Духе мы говорим не как о трех богах, а как о Едином Боге, Святой Троице, т. к. Сын и Дух возводятся к единому Виновнику, но не слагаются и не сливаются, а имеют взаимное проникновение без всякого слияния и смешения. Они пребывают воедино (сопребывают), как бы наподобие трех солнц, тесно примыкающих одно к другому и не разделенных промежутками, рождая единый свет. Ибо Отец, Сын и Дух Святой во всем едины, кроме нерождаемости, рождения и исхождения.

Говоря о рождении Сына, второго Лица Пресвятой Троицы, мы ничуть не противоречим уже названному свойству Божию - безначальности. Это рождение не означает, что существованию Бога Сына когда-то было положено начало, что было время, когда Бог Отец существовал без Бога Сына. Бог Сын предвечно (в вечности, до сотворения времен) рожден от Отца. Непостижимое рождение Сына не имеет ни начала, ни конца. Единородный Сын Божий, рожденный от Отца нераздельно и неразлучно, и в Нем всегда пребывающий, совершенен и во всем равен Отцу, кроме нерождаемости. Как Бог, Сын Божий вездесущ, Он всегда на небе, и всегда на земле; но на земле прежде Он был невидим, а потом явился во плоти.

Рождаясь от Девы Марии, Бог Сын воспринимает в Себя естество человеческое, соединяет в Себе неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно два естества - природу божественную и человеческую. “Слово стало плотию” - Оно навсегда, навечно - и совершенный Бог, и совершенный Человек. При этом Божество не становится человечеством, а человечество не превращается в Божество. Воплощение (вочеловечение) Бога Слова не нарушает неизменяемость Божию. Только твари по своей ограниченности теряют то, что имели, или приобретают то, чего не имели. Божество же Сына Божия осталось по воплощении тем же, чем было до воплощения. Оно приняло в единство Божественной ипостаси человеческую природу от Девы Марии, но не образовало этим нового, смешанного естества, а сохранило свою Божественную природу неизменной. “Слово, оставаясь тем, чем Оно было, стало тем, чем Оно не было” (бл. Феофилакт Болгарский).

Зачем нужно было Боговоплощение?

“Бог стал Человеком для того, чтобы человек мог стать Богом”. Ослушавшись Бога в раю, человек встал на путь зла, он принял в свою природу то, что несовместимо с Божеством. Никакая праведная жизнь не в состоянии без помощи Божией преодолеть зло в себе (человек, даже сам не желая того, творит зло: на ум ему приходят злые мысли, он совершает злые поступки). Только Богу возможно было избавить человека от зла, обожить человеческую природу через согласие воли человеческой с волей Божественной, что и произошло в воплощенном Боге Слове. Своим Крестом Бог преодолевает пропасть, разверстую грехопадением человека между раем и землей. Христос есть мост, лестница, дверь, через которую человек может войти в рай. В этом тайна домостроительства Божия, тайна нашего с вами спасения. Иисус сказал о Себе: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Ин 14,6)

Эта вера в Сына Божия, принявшего на себя образ человека ради нашего спасения от греха, является краеугольным камнем христианской веры. Коран этот камень (веру во Христа как Бога) отрицает.

Мухаммед в Коране говорит о тварности Иисуса: “Поистине, пред Богом Мессия Иса Адаму подобен, Которого Он сотворил из праха, потом ему сказал Он: "Будь!" - и стал он.” (3:59). “Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха. Веруете же в Аллаха и Его посланников и не говорите - три! .... Поистине, Аллах - только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок” (4:171). “Мессия, сын Марйам, не более чем посланник. Ему предшествовали многие другие, и праведницей мать его была. Они питались пищей (что для смертных).” (5:75).

Христиане же, не сомневаясь в подлинности евангельских текстов, веруют, что Христос есть Сын Божий, имеющий одну Божественную природу с Отцом: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” - свидетельство Отца. (Мф 3,17. Мк 1,11. Лк 3,22. Ин 5.37, 2 Пет 1,12, Кол 1,13, Лк 9.35).

То, что открыл нам Бог о Себе в Библии, человек сам не мог бы узнать, не мог бы выдумать. Человеческому уму ближе понятие о Боге, как о единой Личности. “Человеческое сознание могло бы прийти к мысли о бытии Божием, но о сущности Божества он сам ничего не мог бы узнать ни из окружающей жизни, ни из смутных очертаний своего богоподобного образа” (прот. В. Свенцицкий "Диалоги"). Только Сам Бог мог сказать о Себе людям: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.” (Ин 1, 1-3). “И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца”, - пишет далее Иоанн Богослов в своем Евангелии (1,14). Христианам приоткрыты тайны внутрибожественной жизни. Дай Бог, чтобы и Вы, дорогой многоуважаемый Аман, не остались непосвященными в них.

С уважением, Карима.

 

 

Недавно на одной родительской конференции в Интернете (неправославной) обсуждался вопрос о крещении маленьких детей.По ходу разговора я аргументировала необходимость постоянного ношения крестика словами о. Алексия Грачева из книги "Когда болеют дети". Там было сказано, что за всю историю Православия ни одного случая смерти детей от удушья веревочкой, на которой крестик висит, не было.
На это высказывание одна девушка заявила, что ее подруга работает в морозовской больнице и там такие случаи известны, и не так уж редки в наше время
Батюшка, я нисколько не сомневаюсь до сих пор в необходимости наличия креста на теле младенца, но это заявление несколько выбило меня из колеи.
Объясните, пожалуйста, действительно ли теоретически такое может произойти и как нужно к этому относиться?

     Екатерина,
             16.11.99

Дорогая Екатерина!
Мы никогда не слышали о подобных трагических случаях. 
В Крещении ребенок получает от Бога благодать, а крестик – лишь выражение этого. В первые века христианства крестиков вообще не носили.
Само же Крещение для ребенка совершенно необходимо, этому есть множество свидетельств в Священном Писании. 
Можно вспомнить о том, как взыграл Иоанн Предтеча во чреве у св. Елисаветы, когда к ней в гости пришла Матерь Божия (Лк 1,41). Это свидетельствует о том, что младенец ощущает   благодать. В другом месте сам Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.» (Лк 18,16).

Я -  православная христианка, живу в Вене. Могу ли я заходить в католический храм и молиться там, используя православные молитвы, предписанные моей Церковью?
   
Наталья, 
           
5.11.99

Дорогая Наталья!
Особенной нужды ходить в католический храм у Вас нет, т.к. в Вене есть православная церковь. Храм святого благоверного князя Александра Невского, строительство которого было начато Александром
III и завершено царем-страстотерпцем Николаем II находится по адресу:
        3-й район Вены,
Jaures gasse, 2.
Если в католической церкви есть древние святыни: мощи святых, живших до отделения католиков от православных, чудотворные иконы, чтимые православной церковью - можно молиться перед ними по православному молитвослову.

Нельзя, конечно, запретить молиться человеку в любом месте и в любое время. Нужно только помнить, что в католическом богослужении мы принимать участия никак не можем. Этим мы свидетельствуем, что чистота апостольской веры в католической церкви утрачена. К глубокому сожалению, мы разделены с нашими заблудившимися братьями.

Помоги Вам Бог, дорогая Наташа, сохранить свою веру в инославной стране! Если есть возможность, почаще приезжайте в Россию.

С любовью о Христе
прот. Аркадий Шатов.

Каждый день на Литургии поется: "Свят,свят, свят Господь Саваоф..." Скажите, что значит "святость", "свят", "святой"? 
   
Ольга 
            1.11.99

Слово "святой" на древнееврейском языке означает "иной". Преимущественно оно относится к Богу. Он не такой, как все то, что мы видим и знаем. Он - иной, совсем иной, непредставимый, не сотворенный. Если человек приобщается этой "иной", святой жизни, его тоже называют святым.

Св. Никола Святоша (Киево-Печерская Лавра) несколько лет был монахом-молчальником. И вообще все исихасты, молчавшие годами, - как они исповедывались? Или на исповедь обет не распространяется?  Или монахи-отшельники, годами жившие в пустынях в лесах  и т.д., -  они что, ГОДАМИ не причащались????
Объясните, пожалуйста. 

    Влад
           18.10.99

Сначала про Причастие.
   
 Вы совершенно правы, участие в этом Таинстве  необходимо для спасения человека и приобщения его жизни вечной. Как же жили отшельники, которые не имели возможности посещать храм?
   
В первые века христианства Св. Тайны могли хранить дома в подобающем месте и миряне. Впоследствии, когда число христиан умножилось за счет язычников, и уровень духовной жизни христиан, до того неизбежно связанной с исповедничеством и мученичеством, стал   падать, эта практика была отменена, и постепенно развилась та форма Причащения, которую мы видим в храмах в наши дни.
  
Однако, в среде монашествующих, в особенности, конечно же, отшельников, практика «самопричащения»   продолжала существовать. По благословению епископа простой монах мог хранить Святые Тайны и причащаться, должным образом к этому приготовившись.
 
   И в XX веке, в годы небывалых гонений на веру в нашей стране, когда осталось очень мало открытых храмов и большая часть православного духовенства была уничтожена или посажена в тюрьмы, по благословению епископов некоторые миряне с благоговением хранили Святые Дары в своих домах и сами причащались.
    Конечно, ни в коем случае нельзя этого делать сейчас, поскольку в этом в наше время нет никакой необходимости.
    В богослужении Православной Церкви остался непосредственный след практики самопричащения, которым, без сомнения, является чин Литургии Преждеосвященных Даров, носящий имя свят. Григория Двоеслова, Папы Римского (VII век). Эта служба совершается в дни Великого поста во всех православных храмах.
    Бывало, однако, что святые причащались очень редко, примером тому может служить   житие преподобной Марии Египетской, не причащавшейся в пустыни за все время своего подвига, то есть 48 лет. Но святые, очистившие свои сердца покаянием, полным отвержением своей воли, в отличие от нас, умели хранить принятый Дар.

            Про молчание.
   
Молчание Св. отцами понимается не как внешнее молчание, или непроизнесение звуков (например, молчание уст при внутренней разгневанности и злобе никакой ценности пред Богом не имеет), а как глубочайший душевный мир, как молчание страстных помыслов и пожеланий, и вообще образов века сего.

 "Монах есть тот, кто миру непричастен,
 
Кто говорит всегда с одним лишь Богом,
 
Кто, видя Бога, сам бывает видим,
 
Любя его, он Им любим бывает,
 
И, светом становясь, всегда сияет." 
(Св. Симеон Новый Богослов)

    Св. Никола Святоша мирил черниговских князей со Всеволодом, а св.Григорий Палама писал много трудов и ревностно защищал православное учение о Божественном Свете на соборе в Константинополе (и не только), что никак не нарушало их мир душевный.
    Некоторые святые произносили только слова молитв. Иные, по благословению своего старца, принимали на некоторое время обет и полного внешнего молчания (стяжав перед этим внутреннее). При этом в их войне с "миродержителями тьмы века сего" (Еф. 6, 12) возникали совсем другие трудности, а обращаться к своему старцу можно и письменно (как авва Дорофей к Св. Варсонофию).

1. Если я правильно понял, то все, кто не верит в бога, попадут в ад. То есть получается, что церковь как бы угрожает...?
2. Гипотетическая ситуация. Какое-нибудь племя живет на острове и не знает о боге. Один из островитян живет в соответствии с заповедями божьими, о которых он не знает, но он выбрал их для себя в связи с какими-либо причинами. Вопрос: Кто он? Куда он попадет после смерти?

        Виталий
                12.10.99

Не все так просто. Вообще, когда речь заходит о том, кто и где окажется после смерти, вспоминается образ,   который как-то в беседе привел один известный священник. Он говорил, что если бы мы оказались в Царствии Небесном, то мы удивились бы трем вещам.

  1. Что в Царствии Небесном оказались люди, которых мы совершенно не ожидали там увидеть.

  2. Что там нет тех людей, которых мы ожидали увидеть.

  3. И больше всего мы удивимся тому, что сами там оказались.

Само понятие ада и Рая нуждается в уточнении. Понятие ада непосредственно связано с понятием зла. 
    Что вообще такое
зло?
«Зло не было, не есть и не будет самостоятельно существующим по своей природе, поскольку оно не имеет для себя… ровно никакой сущности, природы, ипостаси, силы или деятельности; оно не есть ни качество, ни количество, ни отношение, ни место, ни время, ни положение, ни действие, ни движение, ни обладание, ни страдание… но, - чтобы сказать обнимая все как в определении, - зло есть недостаток деятельности присущих естеству сил в отношении к их цели, и решительно не есть что-либо другое.» (Прп. Максим Исповедник, Вопросы и ответы к Фалассию)

    То есть зло – это некоторый недостаток добра, антиреальность. Бог, напротив, есть единственная объективная Реальность, исполненная любви, настоящей радости.

    Ад – это состояние полного отвержения Бога. Адские муки – следствие этого отвержения. Человек, сознательно отвергающий Бога, этим обрекает себя на муки. Обратите внимание, не Бог осуждает человека на муки за его грехи, а сам человек, отвергая Бога, в котором источник жизни,   обрекает себя на муки, поскольку отталкивает от себя этот Источник. Бог же, напротив, ради любви к человеку делает все, чтобы человек мог спастись. Бог не останавливается перед тем, чтобы принять самую позорную смерть, лишь бы только человек мог получить ту радость и блаженство, которые присущи Богу по естеству. Но Он не лишает человека свободы: каждый в праве сам решить, принять ли эту Жертву или отвергнуть.

    И Церковь вовсе никому не угрожает, она говорит: если ты не хочешь быть с Источником всякого добра – ты волен в своем выборе. Но будь осторожен, ведь от этого зависит твоя судьба в вечности. Стали бы мы осуждать мать, которая предупреждает ребенка,  играющего с ножницами, что он может остаться без глаз?

    Но человек может не иметь правильного понятия о Боге вследствие каких-то внешних причин. В качестве примера можно рассмотреть приводимый Вами вопрос о жителях гипотетического необитаемого острова.

    Господь заботится о каждом человеке, вне зависимости от его места жительства в значительно большей степени, чем мы это можем представить: «у вас и волосы на голове все сочтены» (Евангелие от Луки, глава 12, стих 7).

    В истории есть множество удивительных примеров того, как Господь открывал веру людям. В жизнеописании величайшего миссионера прошлого столетия, святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Америки и Сибири, есть описание удивительной встречи тогда еще простого священника-миссионера Иоанна (имя святителя Иннокентия до монашеского пострига) с алеутом, обитавшем на острове Акун.

    Весной 1828 года, в дни Великого поста, о. Иоанн отправился   на остров Акун,   расположенный на северо-восток от Уналашки – главного из Алеутских островов. О. Иоанн в первый раз посещал   эти места, и каково же было его удивление, когда он увидел, что местные жители вышли его встречать на берег, наряженные как на самый торжественный праздник.

    Когда недоумевавший батюшка стал интересоваться через переводчика, чем вызван такой прием, то узнал, что о его приезде местных жителей предупредил человек по имени Иван Смиренников из Речешного, которого они называли шаманом. Отец Иоанн знал, что среди крещенных алеутов сохранялись языческие суеверия, и шаманы имели влияние на своих соплеменников. Странным было то, что речешнинский шаман велел им слушаться священника.

    Не сразу удалось о. Иоанну поговорить с таинственным шаманом.

    Когда же, наконец, разговор состоялся, батюшка был поражен тем, что Иван Смиренников   не только знает основные молитвы, но знает даже некоторые цитаты из Священного Писания, хотя никогда не был обучен грамоте, и на острове за 30 лет, прошедших   с момента кратковременного посещения крестившего островитян священника, не было ни одного миссионера.

    В беседе выяснилось, что к алеуту после крещения стали почти ежедневно приходить два человека, одетых в белые одежды, которые учили его, как нужно верить в Бога, помогали ему, а иногда через него и другим, причем, когда он просил помочь кому-то, таинственные посетители говорили: «Мы спросим у Бога, и если Он благословит, исполним».

    Из подробностей явления необыкновенных помощников о. Иоанн пришел к выводу, что это были святые ангелы, поскольку учение, которое они преподавали Ивану Смиренникову, было совершенно православным, и они учили его слушаться священника и исполнять Божьи заповеди.

 (Подробнее см. Путешествия и подвиги Святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Америки и Сибири, Правило веры, М.1999, с.27-35)

    Так что мы можем не беспокоиться о людях, лишенных возможности узнать о Вере.

    Даже если Господь не пошлет к ним ангелов, учащих их тому, как нужно верить в Бога, как это произошло с алеутами в вышеприведенном примере, то спросит Он с этих людей не знание веры, а жизнь по совести. Апостол Павел так пишет об этом в послании к римлянам:

Нет лицеприятия у Бога.  Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:  они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую. (Рим., глава 2, стихи 11-15).

    Нужно только бояться опасности себя посчитать таким «праведным язычником», поскольку Господь будет судить их не так, как нас, имеющих все возможности (в том числе, информационные сети) узнать о Нем!

 

Мой жених умер месяц назад. Я заказала ему отпевание, "Сорокоуст" в 3-х церквях, панихиду, ставлю свечи в церкви, молюсь. Что можно еще сделать, чтобы его душе было легче (смерть была внезапной, исповедаться он не успел и на исповеди не был давно) ?
Правда ли, что после смерти души любящих встречаются или это выдумка?

     Александра Ширяева 
            25.10.99

Дорогая Александра!
Вы все делаете правильно. Что можно сделать еще? Еще и еще молиться. Молиться и помнить, что сила наших молитв зависит от чистоты души. Чем праведнее будет Ваша жизнь, тем сильнее молитва.
Превышающий наше понимание Промысел Божий не дал Вам соединиться в Таинстве Брака с вашим возлюбленным здесь на земле, но любовь сильнее смерти, и Вы можете соединиться с Вашим женихом на небе, если сподобитесь попасть туда. Ваш жених закончил свой земной путь и уже ничего не может добавить к делам добродетели, которые он, наверное, совершал при жизни. Все теперь зависит от Вас. Вы должны потрудиться, чтобы восполнить недостаток его усердия (конечно, грустно, что он давно не причащался) и чтобы самой достичь совершенного христианского устроения души.
Господь милостив! Будем надеяться на его всепрощающую любовь и трудиться, не теряя ни минуты, чтобы достичь Царствия Небесного! Только там место встречи всех любящих и любимых.

Здравствуйте! 
Очень хорошую страничку вы сделали. Столько сомневающихся, неверующих, сектантов. Такой странички как раз не хватало. 
Мой вопрос такой. Иногда приходится спорить с атеистами или маловерами. Я понимаю, что споров нужно удаляться, ведь это провоцирует и осуждение и гордыню. Но не всегда удается промолчать. Сейчас стараюсь спорить только с человеком, который хочет найти ответ, а не бросить упрек. 
Но любые аргументы разбиваются об такую позицию: хорошо, может, Он и есть ваш Бог, но меня  лично это не касается. Я не хочу быть спасенным. Каждый человек имеет право на свою веру, и нельзя другую веру ему навязывать. В этих словах есть доля истины. Они, правда, еще могут говорить о том , что я этого человека довел до такого. Но все-таки, правильна ли такая постановка вопроса? 
Причем мои вопросы: а тебя не интересует что будет после смерти? кто сотворил мир? для чего ты живешь? - все имели ответ: не интересует. И это говорил  человек довольно образованный, вот в чем прикол.
Получается, что я ищу у вас аргументов в споре с одним человеком. Извините, но мне думается, что это вопрос очень важный. Наверняка не раз мне еще придется отвечать на него. А что ответить, я не знаю. 
С уважением,

        Влад   
                13.10.99

 Вы совершенно правы, в спорах истина не рождается, а убеждать в чем-либо можно только человека, который согласен Вас слушать.
Но
, на самом деле, убеждать – это не главное. Не все зависит от нас. Призывает к себе людей Господь. Он говорит: “Не вы Меня избрали, но Я вас избрал”. Конечно, Он может сделать это и через какого-то человека, но это необязательно. Так что, может быть, нужно просто молиться о том, чтобы Господь просветил Вашего собеседника, и Он Вас обязательно услышит.
Потом, Вы сами заметили, что очень важно, от кого человек слышит проповедь. Часто слова – одно, а жизнь – другое. Самый главный вид проповеди – жизнь верующего человека, его дела, терпение, умение прощать. В древности был такой случай, один язычник нанял на работу христианина, поставив ему условие ни слова не говорить о Христе, но этот христианин жил так, что через два года язычник начал просить научить его христианской вере, говоря: “Я хочу быть таким, как ты!” (Заметьте, что прошло целых два года! Так что работнику-христианину пришлось немало проявить терпения и мудрости.)
Вообще, если Вы начинаете разговаривать с человеком, нужно разобраться в его образе мыслей и говорить на языке, ему понятном.
(Помните, как апостол Павел проповедовал в Ареопаге (Деяния святых апостолов, гл.17,ст.19)?)
Если Вы чувствуете
, что хотите просто доказать Вашу правоту, то начинать разговор о Боге не стоит, он не принесет никакого плода. Результат может быть, только если Вы по-настоящему желаете человеку спасения.
Что можно еще сказать Вашему собеседнику
? Может быть, то что Бог – это не философская категория, а совершенно реальная Личность, причем безмерно более реальная, чем мы сами. И эта Личность любит лично каждого из нас настолько, что, как говорят святые отцы, если бы погибал только один человек, то и ради него одного Бог бы сошел на землю и умер на кресте. Насильно Бог никого не спасает. Каждый человек может выбрать сам, быть ли ему с Богом или нет. Но, отвергая Бога, человек не должен заблуждаться: вне Бога он не найдет настоящей радости ни здесь, ни в вечности.
Самая печальная ситуация – когда человек не хочет ничего искать, когда его вполне удовлетворяет образ жизни, который он ведет. И никаких аргументов не принимает. Но известно множество примеров, когда Бог посещает людей, не желающих думать ни о чем
, кроме земных удовольствий, каким-то событием, переворачивающим их жизнь, например, тяжелой болезнью, смертью близких, необязательно несчастием или скорбью, бывает, и радостью, каким-то чудом.  Нужно помнить, что мы сами спасти все равно никого не сможем, что спасает всех Бог, который любит нас гораздо больше, чем мы сами.

Почему сожгли Галилея? 
    Денис, 8 лет 
        26.10.1999


Дорогой Денис! Ты ошибся, Галилея не сожгли.

 

Может ли сатана покаяться? Лариса Г. 10.10.99

    Мне было бы приятно знать, что Вы задаете этот вопрос из любознательности, а не из любопытства. Эти два понятия очень важно различать. Любознательность - это стремление человека узнать что-то полезное, спасительное для его души. Любопытство же только отвлекает его от главного, не приносит никакой пользы. В зависимости от того, что движет человеком в стремлении познания, Господь открывает истины, которые могут привести человека ко спасению. Поэтому, только если мы думаем о собственном покаянии, нас может интересовать покаяние сатаны.
   
Священное Писание не дает прямого ответа на этот вопрос.
   
Но в Евангелии сказано: “Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи” (Ион 8,45)
   
Господь Иисус Христос говорит, что диавол был “человекоубийца” от начала и называет его “отцом лжи”. Имеется в виду не лживость, как умение или желание говорить неправду, а ложь, как онтологическое свойство, как полная противоположность истине.
   
Воля падших духов направлена только ко злу, хотя они и сохраняют формальную свободу: из многих зол они могут выбирать какое-нибудь одно, но выбирать между добром и злом они уже не способны.
   
“Позиция Люцефера – бунт против Бога. Тот кто первым был призван к обожению по благодати, захотел быть богом сам по себе. Оставаясь независимым от Бога в самом своем бытии, ибо бытие его создано Богом, мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. (Лосский “Очерки мистического богословия” стр.252).
   
Вопрос о возможности покаяния злых духов поднимался в Предании неоднократно. Некоторые считают, что с момента падения покаяние для духов уже стало невозможно. Согласно другому мнению, они утратили эту способность после того, как диавол соблазнил первых людей.(Олег Давыденков “Догматическое богословие”, лекции стр.53-54).

 

Есть ли у вас среди отвечающих священники? Если есть, то я бы хотел, чтобы он своим ответом снял с меня мучающую меня тяжесть. Дело вот в чем. Я обратился к священнику: - Меня приглашали участвовать в коллективном чтении Псалтири. Благословите меня организовать подобное совместное чтение среди знакомых. - Нет, не благословляю. Один читай. - Да, но... - Я же сказал нет! После такого запрета говорить на данную тему уместно ли поинтересоваться: - Грех ли коллективное чтение? - Может грех - дело организации (не каждому позволяется)? - Запрет относится только на один раз, на какое-то время, до исполнения какого-то условия, на всю жизнь? - Может священник хочет, чтобы я приставал к нему за разъяснениями в будущем часами ожидая момента, когда у него найдется на меня время? - И вообще разумно ли интересоваться, что стоит за запретом: а) дурное настроение священника? б) греховность коллективного чтения? в) стремление священника навязать отношения старец-послушник с беспрекословным послушанием и терпеливым перенесением скорбей, созданных им для меня? г) что-то иное? 
         N.
   
          10.10.99

    Нужно помнить, что если Вы обращаетесь к священнику не просто за советом, не просто интересуетесь его мнением по какому-то вопросу, а просите благословения, Вы должны быть готовы принять то, что скажет священник как волю Божию и исполнить.
    Если Вы не готовы к этому, лучше не спрашивать благословения, а решать все самому. Не могу ответить, почему священник не захотел обсуждать с Вами интересующий Вас вопрос, но хочу заметить, что если Вы священнику не доверяете, если подозреваете его в чем-то дурном, то ни о каком благословении речи идти не может. Мне кажется, Вы сами создаете себе скорби двусмысленностью своего поведения, сначала спрашиваете, а потом отказываетесь выполнить то, что Вам говорят.
    Священник не должен благословлять всегда и на все, когда его об этом просят. Он не автомат для получения благословений и благодати. Не всегда он может и должен объяснять свои действия и свои решения. Если Вы хотите избавиться от мучающей Вас тяжести, и впредь не попадать в подобные ситуации, нужно относиться к священнику, у которого Вы берете благословение, с доверием.
    Не знаю, нужно ли мне высказывать Вам мое мнение по поводу совместного чтения Псалтири. Если Вы хотите его узнать, пожалуйста, напишите подробнее, что Вы под этим подразумеваете.
    Да поможет Вам Господь обрести мирное устроение души!

           

  Объясните, пожалуйста, что такое ЭКУМЕНИЗМ.
        Елена
                11.10.99

Слово "экуменизм" происходит от греч. oikoumene - Вселенная, обитаемый мир. "Экуменический" - значит "вселенский". Изначально этот термин относился ко всей Церкви Христовой, так как подчеркивал ее универсальность, открытость ко всему миру, то, что она предназначена для распространения Христовой истины повсюду для спасения всех людей.
С образованием в IV-V вв. христианской империи - Византии - титул "вселенский" был закреплен за епископом столичного Константинополя (впервые присвоен константинопольскому патриарху Иоанну Постнику в 587 году, но уже до этого не раз использовался в Церкви - подр. см. Н.Тальберг. История христианской Церкви. Краткий курс, составленный по "Истории Церкви" Е.Смирнова. М.-Нью-Йорк, 1991. Т.I. С.240-241). Это объяснялось тем, что Византийская империя считалась преемницей Римской империи и стремилась объединить, подобно ей, весь известный тогда мир, всю "вселенную" (ойкумену). Однако, кроме константинопольского епископа, или, как он назывался с 451 г., Патриарха, в Империи и за ее пределами существовали еще четыре патриарха: иерусалимский, александрийский, римский, антиохийский (александрийский и римский епископы предпочитали именовать себя папами, т.е. отцами), среди которых константинопольский архиерей не имел преимущества.
Высший авторитет в Церкви был тогда у Вселенских соборов, которые проходили в IV-VIII вв. и выражали собой подлинное единство Церкви. В них принимали участие представители всех пяти патриархатов, и именно их власть простиралась на всю Вселенскую Церковь, включая и самих патриархов.
Вопреки этому, уже в IV в. среди римских пап возникли претензии на единоличное первенство в христианском мире. Стало распространяться учение о наследовании римским папой верховной власти Апостола Петра, который якобы был "князем апостолов", верховным главой Церкви вместо Христа. Отстаивание этого заблуждения, а также учения о том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына (Filioque) привело к отделению Римской Церкви от Вселенского Православия (1054 год).
Между тем, римский папа продолжал считать себя "Верховным Первосвященником Вселенской Церкви" (полный папский титул см. в кн.: Свящ.М.Козлов. Лекции по сравнительному богословию. М., 1994. С.22), а свою, Римскую, церковь, за которой закрепилось имя "католическая" - вселенской. Папа продолжал созывать соборы, которые он также считал вселенскими.
Начавшаяся в XVI веке и потрясшая западный мир Реформация выступила с резкой критикой всего католического вероучения и, в том числе, претензий римских пап на монархическое господство в Церкви и во всем мире (в Средние века возникла теория двух мечей, согласно которой папа имеет абсолютную власть не только во Вселенской церкви, но и во всем мире, так как от него исходит и всякая мирская власть).
За 100 лет после 1517 года от Римской Церкви отошло около 90 миллионов человек; образовались десятки новых конфессий, получивших общее название протестантских (хотя сами последователи Реформации не очень любят, когда их называют протестантами) (Свящ. М.Козлов. Ук.соч.С.57).

Экуменизм
в современном значении появился именно в протестантской среде в начале XX века. Он провозгласил своей целью достижение возможно более полного единства между представителями различных христианских вероисповеданий, то есть соединение различных церквей в одну на некоей общей основе. Протестанты выработали новое мнение о том, что разные христианские исповедания - это только различные (но равноправные) ветви единой Церкви. В связи с новым начинанием протестантов термин "экуменический" приобрел новое значение, отличное от того, какое ему было присуще в первоначальном христианстве.
В 1910 году в Эдинбурге состоялась Всемирная миссионерская конференция, на которой впервые прозвучало слово "экуменический" в современном звучании. Однако среди собравшихся присутствовали только представители различных протестантских церквей и организаций. Православных и католиков на этой встрече не было. На конференции было принято решение о необходимости проведения по-настоящему Всемирной миссионерской христианской конференции (Свящ.М.Козлов. Ук.соч. С.104; Н.Кочан. Брестская уния и Украинская католическая церковь в экуменической перспективе // Логос (Брюссель-Мюнхен-Москва). 1995. N 50. С.27-28).
В подготовительной конференции 1920 года в Женеве сочли возможным принять участие и православные. Общую платформу для своих контактов с протестантами они всегда видели в критике папизма и других искажений Евангельской истины в католичестве - в надежде на то, что призывы протестантов к Евангельской чистоте заставят их рано или поздно осознать, что полнота веры, полученная Апостолами, хранится именно в Православной Церкви.
В 1927 году на международной экуменической конференции "Вера и церковное устройство", которая прошла в Лозанне, православные не приняли протестантского толкования вопросов о вере, Церкви и таинствах и не подписали резолюций, предложенных этой конференцией.
На следующей конференции "Вера и церковное устройство", состоявшейся в 1937 году в Эдинбурге, протестанты выдвинули идею о соединении церквей через "интеркоммунион" - общение в таинствах, т.е. причастие православных у протестантов и католиков, и наоборот. Православные в ответ на это заявили, что евхаристическое общение (совместное причащение) может быть только "венцом", "завершением истинного и реального единства, а не инструментом в пользу этого единства" (Цит.по: Свящ.М.Козлов. Ук.соч. С.104).
В 1948 году экуменические стремления протестантов увенчало создание Всемирного совета церквей (ВСЦ).
Русская Православная Церковь вступила в ВСЦ в 1961 году на ассамблее в Нью-Дели, где Совет был объявлен "братским союзом церквей, который исповедует Господа нашего Иисуса Христа Богом и Искупителем, согласно Писанию, и старается ответить на их общее призвание во славу Единого Бога Отца, Сына и Святого Духа" (Цит.по: Свящ.М.Козлов. Ук.соч. С.105). Этот шаг был совершен Русской Церковью, с одной стороны, для того чтобы получить возможность свидетельствовать о Православии в среде утративших подлинную Апостольскую веру христиан, а с другой - чтобы хотя бы отчасти уберечь себя от новых антирелигиозных гонений, предпринятых Н.Хрущевым (участие в мирных инициативах ВСЦ давало Церкви возможность засвидетельствовать свою лояльность по отношению к Советской власти и убедить ее в том, что Церковь ощутимо поддерживает "борьбу за мир во всем мире").
Впоследствии, особенно в 1990-е гг. участие Русской Церкви в ВСЦ показало себя неоправданным и бесперспективным. В протестантском мире появились нововведения, несовместимые с христианством: женское "священство", заключение "браков" между содомитами и т.п. Всемирный Совет дошел до признания возможным молитвенного общения с язычниками и приверженцами первобытных верований. В то время как лучшим свидетельством о Православии в современном мире становятся дела милосердия и любви, которые наша Церковь может осуществлять в настоящее время в гораздо большей полноте, чем прежде.

Католическая церковь
оставалась вне экуменического движения вплоть до конца 1950-х гг. (в энциклике Пия XI "Mortalium animos" от 1928 года содержался прямой запрет на участие католиков в экуменизме).
Коренным образом изменилось отношение Католической церкви к экуменизму после II Ватиканского собора (1962-1965). Взяв курс на обновление и модернизацию католицизма (итал. aggiornamento), папа Иоанн XXIII настоял на первостепенном значении проблем экуменизма. В 1964 году (уже при новом папе Павле VI) появился декрет II Ватиканского собора "Об экуменизме", в котором говорилось о том, что одной из главных задач Собора является "восстановление единства между христианами".
Несмотря на то, что Католическая церковь остается лишь наблюдателем в ВСЦ, ее роль в современном экуменическом движении является, по всей видимости, ведущей.
Между тем, события 1990-х гг. (расцвет украинской униатской церкви, основание экзархатов этой церкви на Украине и в Средней Азии (?!) - подр. см. НГ-религии. N 1. 30 января 1997. С.3., - встречи католиков и православных во Фрайзинге (1990), Баламанде (1993), Стемфорде (1992-1993) и др.) показывают, что это единство видится католиками исключительно под властью римского папы. Сегодня Рим отказывается от навязывания окружающим его христианам - прежде всего православным - латинской обрядности и католических вероучительных догматов, как это было во время Даниловой 1255 г., Флорентийской 1439 г., Брестской 1596 г. и др. церковных уний (т.е. союзов) частей православного мира с Ватиканом. В настоящее время католики проповедуют "диалог любви", имеющий своей целью "равноправный союз" католиков с православными при полном сохранении обрядности и традиций последних - но при условии признания власти папы.
Эталоном такого союза провозглашается Украинская Греко-католическая церковь (западно-украинские униаты), которая якобы изначально содеражала в себе семена экуменизма, поскольку одновременно сохраняла верность православной традиции и признавала "Вселенского Архиерея" (папу) (подр. см.: Н.Кочан. Указ.соч. С.30-40). История униатской церкви, на самом деле, гораздо более сложна, чем кажется. Но как бы то ни было важно понять, что верности Православию эта церковь не сохранила. Признав власть "непогрешимого" "заместителя Христа, преемника Князя Апостолов, Верховного Первосвященника Вселенской Церкви", она погрешила против Евангелия, в котором мы можем найти только опровержения ложным представлениям Католической церкви о римском папе.
Вместе с тем, мы, православные христиане не должны вычеркивать из наших сердец боль и скорбь о том, что христианская ойкумена расколота и множество людей пребывает вне полноты истины Христовой.
Очень часто жизнь показывает, что многие инославные христиане порой оказываются гораздо лучше того учения, которое они исповедуют. Многие из них являют пример доброй христианской жизни, а иные живут лучше, чем большинство из нас.
Один московский Батюшка, ныне покойный, говорил в 70-е гг. о том, что он признает "экуменизм на молекулярном уровне" - то есть общение православных с такими неправославными христианами.
Конечно же, подобное общение вполне может содействовать взаимному духовному обогащению христиан. Нас оно должно исполнить покаяния о том, что своим нерадением мы погрешаем против полноты христианской истины, которую имеем и не "держим", по слову Апостола (Откр.3, 11), инославных - может более приблизить к христианскому Откровению.

 

                Не могли бы Вы рассказать подробнее, как члены общины оказывают помощь в больнице? Есть ли у Вас добровольцы, работающие бесплатно? Что они выполняют?
    Антон.
             01.10.99

      Больничный храм во имя св. блгв. царевича Димитрия был открыт в 1991г. по инициативе руководства 1 Градской больницы. Храм был передан общине, чтобы в нем возобновились богослужения, которые могли бы посещать пациенты и сотрудники больницы, а прихожане храма смогли бы оказывать помощь в тяжелых отделениях, где часто не хватает младшего персонала, некому заниматься уборкой помещений, уходом за одинокими больными.
, вследствие улучшения ухода за тяжелыми больными в этих отделениях снизился уровень смертности.
.
     В настоящее время помощь добровольцев в отделениях организуют сестры Свято-Димитриевского сестричества и работающие в больнице выпускницы Свято-Димитриевского училища. Обычно по воскресеньям после окончания Божественной Литургии 10-20 добровольцев отправляются в отделения для уборки помещений, среди них и прихожане других храмов, желающие послужить ближним.
.
     Если в отделениях находятся одинокие люди, нуждающиеся в особом уходе или имеющие материальные нужды, сестричество нередко берет их под свою опеку.
.
     В женском неврологическом отделении, где лежат больные с нарушением двигательных функций после инсультов, уже год работают сестры по уходу, зарплату которым выплачивает не больница, а сестричество.
они приходят для причащения умирающих. Плата при этом не требуется.
, требные сестры, прихожане ведут в больнице катехизаторскую деятельность, беседуют с людьми, которым интересны вопросы веры.
.

        Вопрос мой касается  православной традиции почитания мощей. Мне интересен не столько факт поклонения  сколько чисто исторический вопрос о том, как и когда это началось? Очевидно, что для первых христиан из иудеев мертвое тело по Закону являлось нечистым в ритуальном смысле, и прикасаться к нему лишний раз не допускалось. Вспомним и о том, что жены-мироносицы пришли к могиле Иисуса ПОСЛЕ Пасхи, ибо осквернять себя прикосновением к чему-либо ритуально нечистому (мертвому телу, например) на Пасху считалось тяжким грехом. Ведь даже хлеб на Пасху ели пресный, а не квасной, т.к. закваска традиционно связывалась с чем-то нечистым (см. Исход). Очевидно, что поклонение мощам могло возникнуть только тогда, когда христианство выплеснулось за границы Палестины. И  возникло такое поклонение далеко не сразу и не везде. Когда оно впервые возникло, в какой среде и в связи с чем?  
    Павел.
                 01.10.99

        Почитание мощей- сохранявшихся нетленными после смерти тел святых - ведет свое происхождение от самых первых времен христианства. Хотя у нас нет прямых свидетельств о почитании святых мощей в первоначальной Иерусалимской Церкви, важно помнить о том, что ограниченность ветхозаветных представлений была преодолена Самим Господом, Который на Пасхальной Вечере предложил Своим ученикам не положенный пресный, но квасной хлеб - артос (подр. см.: Свящ.Григорий Дьяченко. Объяснение воскресных и праздничных евангелий всего года. Ч.II. М., 1899.С.239-241 ("Евангелие, читаемое в Великий Четверг")). На Успение Божией Матери, как свидетельствует святой Дионисий Ареопагит, апостолы собрались в Иерусалиме для того, чтобы поклониться "живоначальному и Богоприемному телу" Пресвятой Богородицы и видели чудеса, происходившие от него (цит.по: Свт.Филарет (Дроздов). Слово в день Успения Пресвятой Богородицы 15 авг. 1825 г. // Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. Т. II. М., 1874. С.394; современный перевод - "собрались для поклонения живоначальному телу, воспринявшему Божество" - см. в кн.: Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (пер. свящ. Л.Лутковского) // Общественная мысль. Исследования и публикации. Вып. II. М., 1990. С.173). Нет никакого сомнения в том, что первые христиане, вслед за апостолом Иоанном Богословом, почитали святых, которые, по слову этого святого, имеют "участие в воскресении первом" (Откр. 20, 6), которые воскресли со Христом и тела которых остаются нетленными, поскольку их коснулся свет Воскресения Христова.
       В века гонений христиане употребляли все усилия для того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников - несмотря на новые преследования со стороны римских властей, стремившихся к тому, чтобы и вовсе уничтожить тела святых (язычники боялись, что мученики сделаются богами христиан, и потому сжигали их тела и бросали в море; содействовали этому и иудеи - как это было в случае со святым Поликарпом Смирнским). Места погребения умерших за Христа становились для христиан священными. На них совершалась Вечеря Господня - Божественная Литургия.
        Уже мощи святого Игнатия Богоносца, пострадавшего при Траяне в 107 году (по другим версиям в 114 или 115 гг. - см.: Проф.А.П.Лебедев. Эпоха гонений на христиан. СПб., 1904. С.52-53; Проф.В.В.Болотов. Лекции по истории древней Церкви. Т.II. СПб., 1907. С.76-77), считались "неоценимым сокровищем" ради "благодати, обитавшей в мученике".
        Оставшиеся после сожжения кости святого Поликарпа, епископа Смирнского, пострадавшего в 155 году, почитались христианами как "сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота" (цит. по: Прот.Георгий Флоровский. Отцы первых веков. Кировоград, 1993. С.26; автор цитирует письмо Смирнской общины филомелийским христианам, составленное Маркионом в 156 г., то есть на следующий год после кончины святого: Послание Смирнской Церкви. XVIII, 3). На мощах святого Поликарпа смирнскими христианами праздновался день его мученического рождения, когда приял он "венец нетления" (Послание. XIX, 2).
       Уже позже лангобардский король Лиутпранд заплатил большую сумму денег для того, чтобы получить мощи блаженного Августина (+430). Церковный писатель IV-V вв. Руфин Тураний свидетельствует, что подобным образом поступили христианские общины, чтобы получить мощи святого Иоанна Предтечи. Святитель Григорий Неокесарийский в III в. установил праздники в память мучеников и разместил их мощи в своей епархии по разным местам, в которых христиане собирались на Богослужения в дни их памяти.
        В 269 году папа Феликс постановил, чтобы, "согласно древнему обычаю", литургия совершалась не иначе, как на мощах мучеников. 10 правило Пятого Карфагенского собора гласит, что ни один храм не может строиться иначе, как на мощах какого-либо мученика, которые должны полагаться под алтарем. На Востоке первые базилики были построены на могилах мучеников, над их мощами. Этот обычай вошел в общее правило. НаЗападе после IV века мощи обычно полагались при входе в храм, чтобы каждый входящий мог воздать им чествование, либо близ алтаря - по ту или другую его сторону. Мощи также находились в домашних церквах (как, например, мощи святого мученика Уара, пострадавшего около 307 года), помещались частицами в напрестольных и запрестольных крестах.
        Связано с почитанием мощей мучеников и начало христианства на Руси. Так, "Повесть временных лет" свидетельствует о том, как благочестивый боярин Олма в конце XI в. устроил на Аскольдовой могиле храм в честь святителя Николая - предположительного небесного покровителя князя Аскольда, этого, по мнению митр.Макария и проф.А.В.Карташова, одного из первых русских христиан, который был убит князем Олегом в 882 году. Близ могилы пострадавшего вместе с ним его брата Дира был возведен храм в честь святой Ирины (ПВЛ, 882; Митр.Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. I.М., 1994. С. 196-207; Проф.А.В.Карташев. Очерки по истории Русской Церкви. Т.I. Париж, 1959. С.72-73).
        На месте убийства варягов-христиан Феодора и Иоанна князь Владимир, в присутствии и с молчаливого одобрения которого в 983 году это убийство и произошло, в 989 году начал строительство Десятинной церкви в честь Успения Божией Матери, в которую должны были быть перенесены мощи этих святых, сыгравших, по всей видимости, решающую роль в обращении князя Владимира ко Христу. Однако эти поиски оказались безрезультатными - язычники ("человеци невеголоси и погани") полностью уничтожили мощи святых (ПВЛ, 983).
        В настоящее время каждый православный храм имеет частицу мощей какого-нибудь святого. Частица эта зашивается в антиминс. В нашем храме находятся частицы мощей святых мучеников Никомидийских (в антиминсе) и Царевича Димитрия (в напрестольном кресте).

        (Составлено, в основном, по: Н.И.Барсов. Мощи // Христианство. Энциклопедический словарь. Т. II. М., 1995 (статьи этого словаря взяты из энциклопедического словаря Брокгауза-Ефрона и других дореволюционных справочников). Использование другой литературы отмечено непосредственно в тексте.)

 

         Что делать, если знаешь, что совершаешь грех, но не  можешь, вернее, не хочешь ему сопротивляться? 
         Н. 
                30.09.99


        Прочитав Ваш вопрос, я за Вас ... порадовался. Я порадовался, конечно, не тому, что Вы согрешаете и не можете бороться со грехом. Я радуюсь тому, что Вы находитесь на полпути к своему спасению. Если Вы задаете этот вопрос, значит, наверное, Вы все-таки хотите сопротивляться греху, но иногда Вас сильнее влечет грех, чем желание избавиться от него.
   
     Если чудо можно втиснуть в какую-то схему, то в нашем пути к спасению можно увидеть две части, два этапа. На первом этапе нам становится ясна власть и сила греха. Это бывает похоже на то, как человек гулял себе по лесу и нежданно-негаданно забрел в болото. Вдруг что-то идти мешает. Глядь, нога завязла. Выдернул - другая вдвое глубже ушла. Под травкой зеленой оказалась гнилая трясина. И хорошо, если человек заметил это, когда еще только по колено утоп. А если глубже? Начинает человек суетиться. Пытается кочки искать, за ветки цепляться, за соломинки - разные религиозные и философские системы. Но они дают рецепт “спасение утопающих - дело рук самих утопающих”, либо предлагают расслабиться и не противиться засасывающей трясине.
   
     Правда заключается в том, что хотя мы и живем постоянно во грехе, жить в грехе всегда - мы не можем, как в воде - дышать. Библия совершенно определенно свидетельствует, что грех есть смерть. Не то, чтобы смерть была карой за грех. Нет, это как дважды два: Грех = Смерть. И обитать во грехе мы способны только “на задержке дыхания”, пока хватит воздуха, который получили, вынырнув на миг.
   
     Мы погибаем. Наше тело и душа опутаны грехом, как болотной тиной, грех сковывает наши движения и влечет на дно. Страшно. Но это правда. Вы пишете, что не можете, не хотите сопротивляться, хотя знаете (умом), что совершаете грех. Если чуть дольше удержаться на этой мысли, станет близко и понятно многое в Священном Писании и Святоотеческих поучениях. И вместе с апостолом Павлом (см. Послание к Римлянам 7:19-25) Вы сможете воскликнуть: “Как же так?! Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих... И так тот же самый я умом (моим) служу закону Божию, а плотию закону греха.” Без осознания этого невозможно искать спасения.
   
     Когда Вы пришли сюда, в эту точку, которая является концом первого этапа, Вы уже прошли половину пути. Остался только один шаг, даже полшага до точки, с которой будет начинаться спасение. Эту точку я назову нулевой. На ней находится ответ на Ваш вопрос.
        Вот он: ничего нельзя сделать. НИЧЕГО. Выхода нет. Мы тонем. Вокруг нас одни соломинки. Не можете противиться греху? Никто не мог. Откройте труды Святых Отцов, Патерики, наставления, поучения - там все об этом. Откройте Евангелие: “всякий, делающий грех, есть раб греха”. Мы не властны над собой. Мы имеем свободу грешить так или иначе, но у нас нет свободы грешить или не грешить. Власть греха над нами такова, что любое наше действие оборачивается против нас.
   
     Так что же все-таки делать?! Молчит логика.
   
     Но теперь я трезво оценил, кто я и что я такое в деле моего спасения; узнал, что я - ноль. Ничто, пустое место. И остается только всем сердцем, умом и помышлением воззвать вместе с апостолом: “Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?...” (Римл., 7,24) Нужные слова сами родятся на устах. SOS! Спасите наши души!
   
     Это и есть то, что нужно. Мы должны были прекратить искать в зловонной жиже точку опоры, чтобы поднять глаза и увидеть протянутую нам руку Спасателя. Спасителя. Мы и подумать не могли, что Он рядом!
   
     В Евангелии ученики с удивлением спрашивают Христа: “Кто же может спастись?” - и Господь отвечает: “Человекам это невозможно...” Ужас! Отчаяние! Конец! А Господь продолжает: “но все возможно Богу!”
   
     С этого момента начинается второй этап. Мы хватаемся за протянутую руку и ... “Ой! Не так резко, - кричим мы, - подожди минутку, надо же отдышаться. И почему Ты раньше не помог... Ну, схватил бы за воротник - руку больно... И вообще, я не особенно и тонул...”
   
     Слабы мы. Прости, Господи. “Или хощу или не хощу, спаси мя”.
   
     Но немало уже и то, что перестали погружаться и с “минуса” попали в “плюс”, перевалив через тяжкую точку, которая была названа мною “ноль”. Другое ее название - покаяние.

 

        Чье благословение выше: мамы или духовника, если у них разные мнения? 
        А.
                 30.09.99

        Если твой духовник благословляет тебя на какое-либо дело, он в первую очередь заботится о твоей душе. Если ты часто исповедуешься у него, он знает о тебе многое и понимает, что для тебя полезно и что вредно.
   
     Благословение духовника выше, т.к. через него тебе открывается воля Божия. Духовник наделен Божественной благодатью. Если ты усердно помолишься Богу и уверуешь, что через духовника Бог укажет тебе правильное решение, то получишь просимое. С чистым сердцем, не сомневаясь, исполняй благословение духовника, и Бог управит все к лучшему.
   
     Мама не имеет той благодати, которая есть у священника. Желая счастья своему ребенку, она иногда руководствуется земными интересами, забывая о бессмертии души.
   
     Духовник несет за тебя ответственность перед Богом. И не будет греха, если ты, исполняя его благословение, нарушишь волю мамы. Ни в коем случае я не хочу, чтобы ты совсем перестал быть послушным своим родителям (маме). Нарушить волю мамы - не будет грехом только в том случае, если эта воля направлена против Бога и Церкви. И духовник никогда не будет входить в противоречие с волей мамы, если мама - православная, верующая, церковная.

         Если видишь, что твоя подруга совершает грех, можно ли ей сказать об этом?
       
И.
                 30.09.99

        Когда между людьми устанавливаются тесные дружеские отношения и они лучше узнают друг друга, иногда становится видным не только хорошее, но и плохое. И если ты узнаешь, что твоя подруга совершает грехи, которые могут привести ее к погибели, то, конечно, ты не в праве молчать. Как поступить, чтобы не оставить в беде погибающего в грехе человека и в то же время не обидеть его своими замечаниями и бестактными советами? Наверное, нужно вынуть "бревно" из своего глаза и тогда, как написано в Евангелии "увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего". (Мф. 7,5).Эти евангельские слова призывают людей не осуждать друг друга.
   
     Осуждать - значит говорить или думать, что человек что-то делает неправильно. Это грех, вызванный такими чувствами как зависть, ревность, обида, злость.
;Если тебе кажется, что твоя подруга совершает грех и ты хочешь сказать ей об этом, надо подумать, не вызвано ли это желание указанными чувствами. Если это так, то ничего говорить не надо. Можно сказать подруге о совершаемом ей грехе только тогда, когда ты хочешь помочь ей исправиться. Говорить нужно с любовью. Может, не обязательно делать замечание, а просто выбрать подходящий момент и сказать, например: “Знаешь, Маша, я решила, что больше не буду в храме разговаривать, ведь это же очень плохо”. Или: “Мне так надоело употреблять в разговоре нехорошие слова. Давай попробуем больше их не произносить...”. Тогда Маша, по-моему, не только не обидится, но и сама постарается избавиться от этого греха.
        И еще - скорее всего, твои слова будут восприняты правильно лишь в том случае, если ты сама не совершаешь такого же греха. Если же ты этот грех совершаешь, и твоя подруга об этом знает, то твое замечание вряд ли остановит ее, напротив, оно может разозлить, обидеть, привести к ссоре. Если две подруги, например, вместе выпивают или курят, и вдруг одна из них станет обличать другую в этих грехах, это будет просто странно. А если одна из них найдет способ исправиться, то, конечно, сможет помочь и своей подруге.

         Я ехала в электричке. По вагону шла женщина с ящичком, собирала пожертвования на храм. Когда она вышла, один из пассажиров стал возмущаться: “Зачем подавать на храм! Что попов кормить, они бездельники, а наживаются на этих деньгах”.  Я попыталась ему возразить, но толком ничего не могла сказать. Он вышел недовольный.
         Что делать в такой ситуации? Промолчать - значит согрешить, а чтобы ответить не находится нужных слов.
       
Н.
             29.09.99

        Не всегда молчание можно считать грехом. Если бы так высказался не случайный встречный, а Ваш знакомый, конечно, Вам было бы грешно молчать. Но случайного пассажира, тем более заведомо настроенного против, убеждать было бесполезно. И в этом вы убедились сами, так как ваши слова мужчина не понял и не воспринял. А в Евангелии написано следующее: “...не бросайте жемчуга вашего пред свиньями...” (Мф., 7,6.) Поэтому в Вашем случае, может, лучше было бы промолчать и в душе помолиться за этого человека, чтобы его вразумил Господь. А споры, возражения и всякие убеждения могут ввести этого мужчину в еще больший грех. К этой ситуации можно отнести и следующие строки Гоголя: “Какое бы неправое мнение нам не излагали, не следует никак раздражаться; ни доказывать напротив, но лучше промолчать. А если и говорить с человеком, так чтобы оно именно ему было доступно. Итак, чтобы воспитать другого и подать ему душевную истинную помощь, мы можем тогда, когда достигнем сами до высочайшего духовного возрастания.” (Из книги “Правило жития в миру”).