На этой странице вы найдете ответы на вопросы,
заданные с января по июнь и с июля по декабрь 2002 года.


Уважаемый Олег Валерьевич из г. Вятка (бывшего Кирова)!
Вы указали неправильный адрес электронной почты, и мы не можем отослать Вам ответ на вопрос!

В письме, полученном 05.03.2002 от Николая (23 года, Мурманск), был указан неверный обратный адрес. Просим автора письма откликнуться!

В письме, полученном 13.01.2002 от Игоря (37 лет, Москва), был указан неверный обратный адрес. Просим автора письма откликнуться!



Уважаемый о. Аркадий!


12 стих 2 главы первого соборного послания апостола Иакова гласит: "Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом". 
Можно ли это относить к такому учреждению как суд человеческий? Или здесь речь идет только о Суде Божьем?
Как можно понимать, что милость превозносится над судом? Ведь суд должен быть беспристрастен и нелицеприятен. 
Должен ли судья быть движим личными мотивами милосердия, когда евангельские заповеди расходятся с заповедями законов человеческих?
Спасибо за Ваше время и внимание. 


Владимир,
                 25.06.2002


Дорогой Владимир!


В 12 стихе 2-й гл. послания апостола Иакова говорится о том, что если человек старается быть милостивым, то он может надеяться на милость Божию. Если же он жесток и не милосерд, то его ожидает грозный суд Божий.
Судья может и должен быть милостивым к тем, кого ему приходится судить по своей должности. Но эта милость не должна быть нарушением закона. 
Суд должен помогать исправлению человека. Слишком строгий, жестокий приговор может ожесточить и толкнуть на большее зло, неоправданно мягкий приговор может развратить и уверить в безнаказанности. 
Тяжелое это дело - быть судьей! Очень тяжелое! Не позавидуешь тому, кто занимает эту должность! Сколько нужно мудрости, что бы приговор не умножил, а уврачевал зло!
Если евангельские заповеди расходятся с человеческими законами (я не знаю, насколько это так - не знаком с юриспруденцией) - судье лучше оставить свою должность. Нельзя поступать против совести и против заповедей Христа.
Некоторые современные профессии связаны с тяжелыми грехами, и христианин не всегда может уклониться от греха, занимаясь тем или иным делом. Можно быть врачом гинекологом, но ни в коем случае нельзя участвовать в абортах; нельзя работать крупье или занимать какую-нибудь другую должность в игорном доме, нельзя участвовать в создании, распространении т. н. "эротической" продукции.
Простите, я повторяюсь: я плохо знаком с современным уголовным и процессуальным кодексами и не могу судить, как современные человеческие законы соотносятся с евангельскими заповедями. Верующий во Христа, православный человек, занимающий должность судьи, должен сам по совести, бескомпромиссно решить для себя этот вопрос. Конкретные случаи можно обсудить с духовником.


С любовью о Христе,
прот. Аркадий Шатов



Мы ждём ребёнка, хотим воспитать его (её?) в православной вере. 
1) По-моему, имянаречение, крещение, воцерковление должны происходить по отдельности. Если да, то как, в каком порядке и в какие сроки нам следует поступать после рождения малыша?
2) Если не ошибаюсь, в случае угрозы жизни ребёнка крестить его может мирянин. Что для этого необходимо, что и в каком порядке надлежит делать?
Спасибо.


Александр, 
                  19.06.2002


Дорогой Александр!


1) По требнику наречение имени совершается на восьмой день после рождения ребенка, воцерковление - на 40-й. Для крещения требник не устанавливает фиксированного дня. Существовали разные традиции. Крестили на 8-й день и на 40-й. В наше время, когда на одного священника приходится гораздо большее количество прихожан, чем раньше, у батюшек часто нет физической возможности совершать отдельно наречение имени, крещение и воцерковление. Поэтому все эти священнодействия совершаются обычно вместе после сорокового дня.
2) Мне бы не хотелось на общей странице рассказывать подробно о совершении Таинства Крещения мирянами. На этот вопрос я постараюсь ответить Вам лично.


С любовью о Христе,
                            прот. Аркадий Шатов



На страничке, где рассказывается о миссионерском походе вашей общины, есть фотографии, на которых - люди с гитарой. Скажите, какие песни ваша братия поет под гитару и поет ли песни светские, если да - то какие. Ведь даже в светских песнях есть христианские мотивы - сострадания, верности, любви к ближним, но не всегда даже в таких песнях все хорошо. Поэтому полагаюсь на чутье братьев и сестер вашей общины. 
Прошу ваших святых молитв.


Владимир, 
                 01.11.2001


Сейчас очень остро стоит вопрос о совместимости Церкви и современной культуры, рок-культуры, в частности. В решении этого вопроса есть две крайности. Часто представители Церкви говорят о том, что все творчество рок-музыкантов - дело сатанинское. Есть перегибы и в другую сторону. Например, в свет вышла брошюра иеромонаха Сергия, в которой он склонен к оправданию поведения почти всех рок-исполнителей, даже таких, как Ozzy Ozborn.
Нам кажется, что для каждого человека есть своя внутренняя мера в отношении к светскому искусству. Одни приходят в храм после "Братьев Карамазовых" Достоевского, другие - после рок-оперы "Jesus Christ Superstar" Ллойда Уэббера, одни начинают задумываться о смысле и цели жизни, почувствовав безысходность и апатию Майка Науменко, другие в словах "Иди ко мне" видят нечто светлое. Мне лично кажется, что для человека Господь в меру посылает переживаний душевных и духовных. Ведь пути Господни неисповедимы, и кто знает, что для молодого человека являет наибольшую духовную ценность? Хотя это, конечно, не значит, что можно спокойно относиться к тем или иным противным христианскому сознанию проявлениям в символике, песнях, поведении и т. д.
Если говорить о конкретных исполнителях, то нельзя назвать ни одного рок-певца, поведение которого на сцене можно назвать нравственным. Рок - это музыка протеста. Протеста против подавления свободы (особенно до 90-х годов), против бездуховности. В песнях "Алисы", "Чайфа", "ДДТ" и других групп очень много светлых образов (некоторые их песни, как и отдельные песни Бориса Гребенщикова, мы иногда поем у костра), но нельзя забывать о том, что эта культура, которая зародилась в не церковной среде, и относится к ней нужно очень разборчиво и осторожно. А вообще мы в походах больше всего любим петь народные или военные песни: "Взвейтесь, соколы, орлами", "Среди лесов дремучих", "Черноглазая казачка", "Тонкая рябина", "Ой, да не вечер", "Вечерний звон" и другие.


С уважением,
              алтарник Иван Захаров


Простите за задержку с ответом.



Прошу прощения за некоторую назойливость в вопросе допустимости церковью брака с неверующим человеком, но дело в том, что этот вопрос важен для меня в свете событий, настоящих и предстоящих, моей личной жизни. Поэтому я не могу не попросить Вас всё-таки по возможности разъяснить мне кое-что, чтобы по незнанию и опрометчивости я не разрушила свою и чужую жизнь. 
Для меня ясно и очевидно, если церковь допускает замужество только с крещеным человеком, а не с атеистом и не с иноверцем (но ведь женщина, рассказавшая о своем браке упомянула, что её муж не воинствующий атеист, что они крестили детей и что он не мешает ни ее вере, ни воспитанию в вере их детей). 
Что же касается брака верующего с неверующим, то здесь я никак не могу определиться, потому что вообще не ясно, что значит неверующий, не атеист, а просто крещеный, но не задумывающийся о Боге человек, коих большинство. Не знаю, откуда взялось это табу церкви на подобный брак, ведь до революции, когда церковь была официально признана, все были крещеными, и хотя большинство о Боге не задумывалось, как и теперь, но никто не спрашивал о степени веры жениха или невесты перед заключением брака. С тех пор появился какой-то новый закон церкви, контролирующий одинаковую степень веры, соблюдение постов, регулярность посещения церкви и совершения молитв у вступающих в брак? Или же речь идет просто о том, что Вы, полагаясь на свой опыт и знания, не советуете заключения подобных браков? Тогда при чем здесь грех? 
С уважением,


Варвара, 
              22.05.2002


Дорогая Варвара!


Правило, запрещающее православному христианину вступать в брак с некрещеным человеком существует с древности. Если человек крещен, не является атеистом, не будет препятствовать своей будущей супруге соблюдать заповеди и правила Церкви, не будет мешать воспитывать детей в вере - то брак с ним допустим, допустимо и необходимо и венчание. 
Церковность человека определяется тем, как часто он исповедуется и причащается. Чтобы брак был счастливым, необходимо соблюдение некоторых условий, главные из них:

- благословение духовника и родителей;
- длительное знакомство до брака;
- недопустимость нецеломудренных отношений до брака;
- согласие в главном и общность интересов.

А самое главное условие счастливого брака - вступление в него по воле Божией.


С уважением,
прот. Аркадий Шатов



Помогите, пожалуйста, разобраться в моих сомнениях.
Царь Давид в своем 50-м псалме сказал: "Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди ми мати моя".
Поскольку 50-й псалом входит в состав утренних молитв, я сталкиваюсь с этими вопросами ежедневно. 
1) Всегда ли зачатие ребенка является грехом? Если нет, какие обстоятельства подтолкнули Царя Давида считать собственное зачатие беззаконным?
3) Почему считается грехом рождение ребенка? Может быть, имеется в виду "нечистота" роженицы, а не грех рождения? Почему отношение к родам, как к чему-то "нечистому" осталось в христианстве? Разве Иисус Христос не умер в искупление всех грехов, совершенных людьми от Адама до конца дней?
4) Является ли для венчанных супругов зачатие и рождение ребенка таким же грехом, как и для невенчаных? Может ли грех вменяться "в большей или меньшей мере"?
5) Как я знаю, псалмы Давида признаны Церковью каноническими. Отрывки из псалмов включены во многие православные молитвы. Изменилось ли понимание текстов псалмов, которое было у Царя Давида (при Царе Давиде), в иудейской среде и в Православии? Могли бы Вы дать сравнение (хотя бы краткое) трактовок данного отрывка из 50-го псалма в православном и иудаистском понимании?


Владимир, 
                 20.05.2002


Простите, дорогой Володя, что не имею времени достаточно подробно ответить на все Ваши вопросы. 
Зачатие и вообще родовая деятельность человека, к сожалению, часто соединяются с греховной страстью и плотской нечистотой, поэтому в псалме беззакония и грехи упоминаются в связи с зачатием и рождением. 
Но, конечно же, рождение ребенка не считается грехом, как и зачатие у праведных родителей. Церковь празднует и зачатие св. пророка и Предтечи Иоанна и зачатие Пресвятой Богородицы. 
Несмотря на то, что мы искуплены Христом от греха, "нечистое" остается в нас, если мы не сораспинаемся Христу и не избавляемся от страстей. Чистота и нечистота зачатия и рождения зависит от греховности родителей. 
Простите, но я не могу дать сравнительное толкование приведенных Вами стихов 50 псалма в православном и иудаистском толковании по незнанию, а времени искать такие толкования и сравнивать их у меня, к сожалению, нет, хотя это, наверное, было бы интересно. 
Я думаю, Ваши вопросы очень актуальны в связи с обостренным интересом к отношению полов в наше время и общепринятым неверным пониманием сути этих отношений. 
Еще раз простите за краткость.


С любовью о Христе,
                            прот. Аркадий Шатов



Батюшка, я недавно в Православной Церкви. Хотел бы спросить Вас, как часто лучше принимать Святое Причастие и (в связи с этим) сколько дней нужно поститься перед этим.


Алексей, 
              13.05.2002


Дорогой Алексей!


Первые христиане причащались Святых Таин каждый день. По мере охлаждения любви к Богу желание частого причащения у христиан угасало. В 19 веке в России большинство православных людей причащалось раз в год Великим Постом. Ревностные христиане причащались 4 раза в год и лишь немногие причащались чаще. Забвение о смысле Литургии, которая совершается для причастников, было знаком обмирщения русских людей, охлаждения веры. В середине 19 века к частому причащению своим примером, своей проповедью стал призывать св. праведный Иоанн Кронштадтский, но чаще православные русские люди в своем большинстве стали причащаться лишь с наступлением тяжелых испытаний для Церкви, после октябрьского переворота в годы гражданской войны и начавшегося тогда беспримерного по масштабу и жестокости гонения на Церковь. 
В наше время большинство постоянных прихожан православных храмов в Москве причащается не реже, чем раз в две недели. Стремление к частому причащению (конечно же, соединенное с сознанием своего крайнего недостоинства) должен возгревать в себе каждый православный христианин. Чем реже человек приступает к Святым Тайнам, тем строже и длительнее должен быть пост перед причастием. Пост устанавливается в зависимости от духовного уровня человека, времени его пребывания в Церкви, телесного здоровья и других обстоятельств его жизни. Некоторые духовники разрешают тем, кто строго соблюдает все установленные церковью посты, лишь один день перед причастием воздерживаться от мясной пищи. Некоторые постятся от одного до трех дней (но если человек живет в миру и причащается раз в две недели или чаще, трехдневный пост для него будет не по силам). В монастырях устанавливается более строгий пост для готовящихся приступить к Святым Тайнам. 
Вам, дорогой Алексей, как новоначальному, было бы очень хорошо найти опытного духовника и по совету с ним устанавливать регулярность причащения, степень и длительность поста при подготовке к нему. 
Желаю Вам от всего сердца полюбить Божественную Литургию и часто и неосужденно причащаться на ней Святых Таин Христовых, преображаясь душей и телом, утешаясь и укрепляясь для шествования по крестному спасительному пути в Царство Вечной Любви!
Христос Воскресе!


С любовью о Христе,
                           прот. Аркадий Шатов



Много лет находясь в венчанном браке, я совсем недавно пришел к осознаю собственной безответственности, которую я показал перед Богом, за несколько лет собственными руками уничтожив благословенный Богом союз мужа и жены. Я допустил грех, совершив который я оскорбил святость брака. Три года назад мы расстались (но не развелись).
Вопрос же мой следующий (простите, если я задаю вопросы по незнанию каких-либо истин, раскрывающих смысл и значение православного брака):
1) Входит ли в обязанности иереев и протоиереев, одевая на голову венчающихся мирян царские венцы, подготовить эти головы к осознанию совершаемого над ними таинства? Отвечает ли священник, венчающий пары, перед Богом и перед людьми за качество такой подготовки? Входит ли в его обязанности проверить осознанность молодоженами своего выбора и ответственности за свой выбор?
2) Не считаете ли Вы неправильным, что людей венчают, не спросив их ни одной молитвы, не разъяснив им ни догматов веры, ни заповедей, по настоящему даже не исповедав?
3) Не должен ли священник взять на себя бремя (о чем напоминает епитрахиль) сначала научить людей управлять кораблем (семьей), чтобы не утонуть (спастись), а потом уже пускать их в открытое плавание (совместную жизнь)?
4) Прежде чем получить право на управление автомобилем, судном, самолетом человек должен доказать свое умение. Не во сто ли крат более требовательным должен быть священник? Не должен ли священник, почувствовав за устными ответами желающих венчаться молчание сердца, отказаться от любых денег, но не согрешить пред своей совестью, перед людьми, перед Богом, не одеть на венчающихся венцы, которые те не готовы понести? Кто ответит за крах такого брака? Кто будет виноват за гибель овец, не ведающих пути спасения?
5) Не должен ли священник, прежде чем повенчать, позаботиться о воцерковлении будущих супругов, например, попросить в течение полугода еженедельно посещать храм, исполнять, по крайней мере, самое простое утреннее и вечерние правило, прочитать Евангелие, книги о православном браке, исповедаться и, надлежаще подготовившись, причаститься?
6) Не будет ли более правильным, видя неготовность молодоженов к вступлению в "единственно венчаемый Церковью брак", не видя в них веры в Бога, отказать им в венчании?
7) Как вы сами оцениваете сложившуюся ситуацию с легкостью вступления в церковный брак?


Влад, 
        15.05.2002


Дорогой Влад!


Конечно, священник должен перед венчанием объяснить вступающим в брак, что это означает для них. Конечно, нельзя венчать неверующих людей. Конечно, нужно посоветовать вступающим в брак поисповедоваться перед венчанием, причаститься Святых Таин.
К сожалению, священники не всегда это делают. Иногда из-за отсутствия времени, иногда из-за формального отношения к своему служению, а иногда из-за того, что молодожены не хотят ничего слушать и обижаются, если им советуют отложить венчание, чтобы лучше приготовиться к нему.
Сочувствуя Вам в Вашем несчастии, все же советовал бы Вам не перекладывать вину на венчавшего Вас священника, а каяться в Ваших грехах, просить милости у Бога и молиться о воцерковлении Вашей супруги.
Да поможет Вам Господь обрести мир в Вашей душе и в отношениях с Вашей супругой!


С любовью о Христе, 
прот. Аркадий Шатов



Здравствуйте!
Будьте так добры
, расскажите, каким должен быть пост для беременных и кормящих женщин? Читая православную литературу, столкнулась с довольно большим разнообразием "указаний", но все заканчиваются фразой о том, что все изменения и послабления должны производится "по согласованию с духовником". Как Вы относитесь к этой теме и как Вы советуете питаться беременным и кормящим женщинам в однодневные, а главное, в многодневные посты? Заранее сердечно благодарю за ответ.
Спаси Господи!


Елена, 
          15.05.2002


Дорогая Елена!


С духовником надо советоваться для того, чтобы избежать самочиния в определении меры поста. Самочиние может привести к двум опасным крайностям: пренебрежению к посту по сластолюбию и невоздержанности или к неумеренному посту по гордости, тщеславию и неразумию. 
В Москве опытные духовники по совету с православными врачами часто разрешают беременным и кормящим вкушать в посты все, кроме мяса. Это относится и к однодневным, и многодневным постам. Более строго советуют поститься на первой седмице поста и на страстной. В среду и пятницу во время многодневных постов некоторые духовники по возможности советуют избегать и молочной пищи.
В отдельных и исключительных случаях, когда беременность осложняется какими-то заболеваниями, по рекомендации православных врачей возможно вкушение в пост и мясной пищи, которая принимается не как пища, а как лекарство. Я пишу "православные врачи", потому что врачи неправославные, не признающие пользы поста, очень часто совершенно необоснованно настаивают на его отмене. 
Болезни, неудобства и труды, связанные с беременностью являются заменой поста. Для кормящих матерей, если молоко есть в избытке, возможен пост в полном объеме. К сожалению, в наше время большинство женщин не может похвастаться отменным здоровьем, и поэтому смягчение поста чаще всего бывает необходимым. 
В отношении увлечений (телевизора, кино, других светских увеселений) пост может не смягчаться, а ужесточаться. Частое причащение Святых Таин, усердная молитва, чтение Священного Писания и душеполезных книг, конечно же, во время поста должно быть обязательным для беременных и кормящих. Наверное, допустимо не выстаивать всю всенощную или приходить с младенцем не к началу Литургии, часть правила читать дома сидя. С другой стороны, женщина, готовящаяся к рождению ребенка, или мать, начавшая воспитание младенца, должна усерднее молиться, жить чище, ревностней относится к исполнению заповедей, более взыскательно относиться к себе, искоренять страсти, потому что Господь возложил на нее большую ответственность, призвал к высокому служению. Поэтому внутренний пост, при допустимости внешнего послабления, должен быть более строгим. 


С любовью о Христе,
                             прот. Аркадий Шатов



Просматривая вопросы и ответы на Вашем во всех отношениях замечательном сайте, чтобы найти и для себя что-то полезное и по возможности еще более утвердиться в вере, чего, полагаю, желает всякий верующий человек, я была немало обескуражена ответом, данным протоиереем Аркадием Шатовым женщине на ее вопрос, грешит ли она, живя с неверующим мужем. По правде сказать, Ваш ответ для меня стал одним из тех, к великому сожалению, нередких деталей церковного несовершенства, которые заставляют много раз подумать, прежде чем доверять свои душевные сомнения духовному лицу, а не самой спросить совета у Бога. Как же церковь может поддерживать мысль о греховности в женщине, живущей по закону Божьему в любви со своим мужем и в служении ему, даже допускать мысль о правильности разрушения семейного союза, построенного на любви и скрепленного рождением детей? Ведь вера - это сугубо личное, сокровенное, то, в чем нельзя убедить, к чему нужно прийти ценой глубоких переживаний и страданий, и главное в вере - любовь и смирение, любовь ко всем, в том числе и к неверующим. А семья и муж - это свято перед Богом, и если для тебя самое ценное - это любовь к Богу, то это вовсе не мешает тебе любить просто добрых и честных людей. У каждого с Богом свои отношения, и Бог помнит о каждом из нас, о верующем и неверующем, все мы Его дети, просто одному дано много - и спроситься много, другому дано меньше - и спроситься меньше. И если только тебе не дано от Бога быть пророком, то не тебе решать судьбу чужой души, и уж во всяком случае не путем разрушения семейного союза. Кто знает, может быть именно твоя вера и должна стать тем орудием, которым Господь хочет привести к Себе заблудшего человека через твою любовь к нему, данную Богом же. В моей жизни именно так и случилось, ко Христу меня вернула любовь к верующему человеку. Но если даже этого не случиться, любовь к Богу не может быть препятствием любви к человеку, и уж никак любовь к мужу и отцу твоих детей не может быть грехом перед Богом. Тем более любовь к Господу не может быть препятствием выполнению святого долга жены и матери, который по воли Божией кому-то случилось нести в отношении человека неверующего. Удивилась же я Вашему странному ответу больше всего оттого, что в Писании относительно подобного случая дан совершенно однозначный ответ: "Так же и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были" (1 Пет 3.1) И тут уже нечего добавить.


Варвара, 
              20.04.2002


Дорогая Варвара!


Конечно, верующий в Бога человек призван любить всех верующих и неверующих, но вступать в брак с человеком, с которым нет единства в главном - в вере в Бога - нельзя, потому что этот союз не будет соединением двух в одно, каким должен быть брак. Муж и жена могут по-разному относиться к искусству, любить разных писателей, иметь разные привычки, но в главном они должны быть едины по определению. Как же они будут воспитывать детей? Вера - это же не только что-то сокровенное и интимное, вера - это то, что в основном определяет все многообразие нашей жизни. Вера обязательно проявляется вовне: в поступках, в словах, в делах, в постах, в ежедневной молитве, в еженедельном посещении церкви, в жизни по Евангелию, в стремлении подражать святым, в отношении к смерти, болезни, страданию. Неверующий человек не знает понятия "грех", то, что он часто считает добром, может быть абсолютным злом для верующего. Для верующего человека на первом месте всегда Бог, а потом все остальное (даже жена, дети, родители), а для неверующих часто любовь друг ко другу - главное.
Если брак был заключен до осознанного прихода к вере, то все, что Вы пишете, справедливо. И слова Писания, которые Вы приводите, относятся к тому случаю, когда два неверующие человека вступили в брак, и потом один из них стал верующим. Но я говорю о другой ситуации, когда верующий, церковный человек вступает в брак с человеком неверующим. 
Иногда и такой брак благополучно устраивается по милости Божией, но такие случаи редки. Я по своему 20-летнему опыту пастырского служения знаю единицы подобных случаев, а несчастливых браков, неудавшихся - десятки.
Не знаю, сумел ли я объяснить Вам, почему Церковь не благословляет своим чадам вступать в брак с людьми неверующими. Если у Вас будут еще какие-то вопросы - пишите.

С уважением,
              прот. Аркадий Шатов



Почему в подавляющем большинстве православных приходов практикуется неправославное пение - партес?


Александр, 
                  06.04.2002


Дорогой Александр!


К сожалению, по Вашему вопросу не совсем понятно, что Вы имеете в виду под словом "партес".
Собственно партес (в переводе - пение по началам, партиям) - это хоровое, многоголосное гармоническое пение. Исходя из такого понимания, Ваш вопрос мог бы звучать следующим образом: почему в большинстве православных приходов вместо древнего знаменного пения звучит пение многоголосное? И в нашем храме звучит партесное пение, но назвать его нецерковным, я думаю, ни у кого не повернется язык. Церковная традиция уже давно не только приняла, но и сделала гармоническое пение своим языком.
Но мне кажется, что под "партесом" Вы подразумеваете или партесный концерт, или вообще авторскую музыку, которая звучит во многих храмах. Я думаю, что выбор - петь или не петь авторскую музыку - зависит от многих причин: и от вкусов священника, и от регента, и от музыкальных пристрастий хора.
К сожалению, до сих пор во многих церквях поют наемные хоры, состоящие порой не только из людей малоцерковных, но и даже неверующих, для которых пение в храме - это не служение Богу, а возможность заработать деньги. Поэтому репертуар таким хором выбирается, в первую очередь, по критериям музыкальным, а не богослужебным (то есть насколько то или другое песнопение соответствует духу и характеру богослужения). Еще в XIX веке святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: "Сочинения новейших композиторов выражают настроение их духа, настроение западное, земное, душевное, страстное или холодное, чуждое ощущения духовного". 
Но все-таки дом Божий остается таковым даже если хор в нем наемный и пение партесное.


С уважением,
            регент Анастасия Голубятникова



1) Скажите, может ли Церковь ошибиться при канонизации святого? Почему? В святоотеческой литературе говорится, что судит только Бог. Разве можно наверняка узнать, что у этого человека не было тайного греха и он свят?
2) Почему полезно молиться за усопших, если в притче Авраам четко сказал богатому, что никто не может перейти из одного состояния в другое? Условия при этом не обговариваются, т.е. в любом случае нельзя, молится ли живой или уже сам умерший. Говорится ли где-нибудь в Священном писании, что такой переход возможен?
3) С приходом Христа отменены многие законы, установленные в Ветхом завете, но не все. Почему одни законы остались (например, 10 заповедей), а другие нет? Как оценивалась их актуальность?


Юлия, 
          14.04.2002


Дорогая Юлия!


1) Канонизация совершается изволением Святого Духа. Бог открывает через Церковь Свою волю в прославлении святых. Ошибок здесь быть не может.
2) Притча о богаче и Лазаре была произнесена Спасителем до Его воскресения. По распятии Господа нашего Иисуса Христа "многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим", как говорится в Евангелии (Мф. 27:52-53).
3) В Новозаветной Церкви отменяются внешние, обрядовые правила Ветхого Завета. Заповеди, относящиеся к внутренней жизни, не отменяются, а восполняются и уточняются, и кроме того, дается сила, чтобы исполнить их в совершенстве.

С любовью о Христе,
                           прот. Аркадий Шатов



Я студент, притом студент верующий. Признаться, мирская жизнь начинает тяготить меня. Скажите, можно ли во время каникул пожить в монастыре, допускает ли это монастырский устав? Что нужно сделать для этого? 


Валентин, 
                10.04.2002


Дорогой Валентин!


Конечно же, монастырский устав допускает проживание в монастыре паломников, богомольцев и готовящихся к вступлению на путь монашеского подвига. В монастырях для этого есть специальные помещения - гостиницы внутри или вне монастыря. Для того, чтобы пожить в монастыре, нужно взять на это благословение у игумена или наместника монастыря и быть готовым к долгим монашеским богослужениям и к различным послушаниям (иногда физически тяжелым). В интернете Вы, наверное, сможете найти сайты различных монастырей. Если соберетесь совсем уйти в монастырь - не спешите, поживите в одном монастыре, другом, третьем. Не все монастыри сейчас духовно устроены. Кроме того, решимость уйти в монастырь должна быть проверена временем. 


С любовью о Христе,
                           прот. Аркадий Шатов



Я работаю преподавателем в неправославном вузе. Посоветуйте, должна ли я 1) говорить со студентами о Православии и 2) интересоваться современной культурой (нередко возникают вопросы, связанные с современными фильмами и т. д.)? 
Спасибо. 


Анна, 
         04.03.2002


Дорогая Анна!


1) Я думаю, что каждый православный человек должен свидетельствовать о своей вере. В творениях преподобного Симеона Нового Богослова о таком свидетельстве сказано через образ братолюбивого нищего, который получив золотую монету от прохожего, бежит с ней к своим собратьям и, показывая на прохожего, говорит: "Идите, попросите у него, он и вам может дать золото".
2) Современной культурой можно интересоваться в той степени, которая не повредит Вашему устроению, не запачкает Вас своей нечистотой.


С любовью о Христе,
                            прот. Аркадий Шатов



Спасибо Вам большое за ответ на мой предыдущий вопрос. Вопросов у меня в этой области очень много, а ответы найти не всегда легко. У нас в русской церкви замечательный батюшка, которому и доверяю, но не решаюсь постоянно приставать к нему с вопросами, так как он человек занятой. А мои вопросы, возможно, просто мелочи бытия.
1) Сначала хочу спросить про молитвы. Молясь, нужно ли быть в определенной позе или можно уже лежа в постели прочитать молитвы? Если я не знаю много молитв, можно ли молиться своими словами и не старославянским языком, а нашим? Или для молитвы надо отводить специально место и время? И можно ли молиться про себя?
2) Я замужем за голландцем. Он вообще некрещеный. Значит, я грешу. Он мне ни в чем не препятствует, детей я покрестила, он присутствовал на церемониях, но не хочет или даже не может верить в Бога. А молю Бога, чтоб Он помог ему в вере, но я боюсь, что произойдет что-то страшное, когда люди от безысходности молят Бога. Этого я бы тоже не хотела, так как мои дети дороги мне и ему тоже. Крестить его без веры я не могу, да и не хочу. Так получается, что я так и буду грешить, а наши дети будут расхлебывать наши грехи?
3) В последнее время увеличилось количество людей, страдающих приступами страха и паникой. Меня это тоже не обошло. После послеродовой депрессии вот уже третий год я мучаюсь этим недугом. Молитвы и исповедь намного улучшили мое состояние, я обратилась к Богу и благодарю Его за то, что Он дал мне этот недуг, так как это открыло в моем сердце Бога. Я пытаюсь другим людям объяснять, что путь с Богом может им помочь, но на меня скорей смотрят как на фанатичную верующую, и это мне тоже не нравится. А скорее, я этого стесняюсь. Возможно ли верой и молитвами излечиться от недуга? Я знаю, что Бог не даст испытания не по силам, но мне иногда кажется, что очередного приступа я просто не перенесу.
Грехов у меня очень много и не самых мелких. Значит ли это, что мои дочки будут расплачиваться за мои грехи? Я исповедовалась пару раз, но все равно это перейдет на моих потомков?
Прошу прошения, если сумбурно изложила мои вопросы, но они нарастают как снежный ком, а ответы искать негде. Я очень рада, что нашла ваш сайт, где могу получить ответы хотя бы на самые волнующие меня вопросы.


Жанна, 
           31.03.2002


Дорогая Жанна!


1) Молиться лучше стоя. После прочтения правила по молитвослову можно помолиться своими словами. Православные христиане обычно молятся утром и вечером перед сном. Молятся перед иконами. Иконы в комнате вешают так, чтобы было удобно молиться и чтобы от молитвы ничто не отвлекало. Молиться можно и вслух, и про себя.
2) Без веры креститься нельзя. Нужно усердно молиться о том, чтобы Ваш муж обрел веру и стал православным. Свою веру нужно являть ему не словами, а жизнью - любовью, радостью, миром, послушанием ему. Ваши дети крещены и не будут отвечать за грехи родителей.
3) Вы уже почувствовали силу церковных таинств. Нужно исповедоваться чаще и не стесняться задавать вопросы священнику в Вашей церкви. Как бы ни был занят батюшка, главное его занятие - это духовная помощь своим прихожанам. Не бойтесь новых приступов. Вы теперь имеете веру, с Богом ничего не страшно.

Да поможет Вам Господь укрепиться в православной вере, приобщить к ней Вашего мужа и воспитать в ней Ваших детей!


С любовью о Христе,
                            прот. Аркадий Шатов



1) Есть такое сравнение: жизнь - зебра. Полоса черная, полоса белая. Всегда ли черная является наказанием за что-либо или может быть, черная дается, чтобы потом сполна наградить белой? Честно говоря, последняя мысль меня часто утешает.

2) Есть правило: тебя бьют - подставь вторую щеку. Но когда кто-то откровенно несправедливо обращается с тобой, стоит ли бороться за себя или просто опустить руки, так как на все воля Божья? Когда в течении двух месяцев резко рушится все!!! Понимаешь, что все это не спроста, но мы принимаешь, все как есть, без жалоб и с благодарностью. Но надо ли все-таки отстаивать свои права, когда речь идет о получении честно заработанного, не больше?


Жанна, 
           19.03.2002


Дорогая Жанна!


1) Как бы ни были белы и длинны светлые полосы нашей земной жизни, по-настоящему светлая жизнь открывается в вечности, а не во времени.
Это не значит, что эта радость недоступна нам до смерти. Ей можно приобщиться уже здесь, на земле. Жизнь-зебра - это чередование праздников и будней, здоровья и болезни, удач и неудач, сытости и голода, благоденствия и скудости… Есть иная жизнь с иными законами, жизнь в Боге, жизнь в радости молитвы и любви. Эта жизнь не имеет черных полос и, выйдя из рамок обывательских понятий, можно приобщиться к этой вечной, непрекращающейся радости, для которой и создан человек.

2) Господь призвал нас не противиться злому не потому, что надо опустить руки и не потому, что на зло есть воля Божия. Господь призвал нас не противиться злому злом, потому что это только увеличит зло. Злу нужно противиться любовью. Свои права можно отстаивать, если делать это без гнева и раздражения.
Дорогая Жанна!
Хочу написать Вам слова Христа из Нагорной проповеди: "Не ищите, что вам есть или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; ищите прежде Царствия Божия, и все это приложится вам" (Лк 12:29-31).
Нужно правильно выстроить свою жизнь. Понять, что главное, ради чего мы живем, тогда не будет в жизни таких тяжелых периодов отчаяния.
Помоги Вам Господь, дорогая Жанна, познать подлинную Радость и Свет и этим утешаться в нашей часто действительно скорбной земной жизни!


С любовью о Христе,
                           прот. Аркадий Шатов



1) Читаю Ветхий Завет и смущаюсь.
Авраам и Иаков имели детей от жен и от служанок (причем Иаков вошел к служанке Лии уже после того, как она родила ему нескольких детей). Так было принято в те времена и не считалось грехом? А современная пара, имеющая детей, но не зарегистрировавшая отношения, грешит? Почему грешит, если сейчас так у многих принято?
2) Что означает: "И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой ...", "И увидел Бог сынов Израилевых ..." и т.д. Не верю, что раньше не помнил и не видел, но такое создается впечатление из Книги.
3) В книге "Исход" Ветхого Завета говорится о том, что Бог ожесточил сердце фараона, и тот не отпустил евреев. Получается, что человек тяжко грешил, потому что Господь его ожесточил, т.е. не полностью его вина?
В этой связи не нужно ли понимать буквально слова "и не введи нас во искушение"?


Юля, 
        14.02.2002


Дорогая Юля!


1) Блаженной памяти Старец Паисий Святогорец пишет, обращаясь к молодым людям: "Пока не заводи привычки читать Ветхий Завет, чтобы не повредить себе, потому что еще не имеешь доброго духовного устроения и неправильно поймешь его, тогда как позже, когда достигнешь бесстрастия, все принесет тебе пользу и приведет тебя в умиление". 
Твои вопросы подтверждают истинность слов великого старца. В нашем храме диакон Иоанн Шевцов два раза в месяц по понедельникам проводит беседы по Ветхому Завету. Если ты хочешь познакомиться с Библией, лучше это делать под руководством опытного наставника. 
Жившие во тьме до пришествия в мир Сына Божия ветхозаветные праведники - совсем не то, что современные люди, воспитанные в культурных традициях, в основу которых положена Благая Весть о Господе нашем Иисусе Христе. Мы имеем Евангелие, где нам открыта полнота истины. С нас другой спрос. Мужчина и женщина, не зарегистрировавшие свои отношения, грешат, потому что или не доверяют друг другу, или недооценивают юридическую сторону брака, или не хотят нести ответственности друг за друга перед обществом, или хотят оставить за собой свободу разойтись в любой момент без последствий. 
Сейчас у многих принято грешить, но это не может быть оправданием греха.

2) Антропоморфизмы - уподобление Божественных действий человеческим поступкам - конечно, не означают, что Бог раньше не слышал, забыл, не видел.

3) Человек иногда ожесточается не в ответ на жестокость, а в ответ на смирение, любовь, просьбу. "Твое смирение меня бесит", "как мне надоела твоя любовь", "еще раз попросишь - я за себя не отвечаю".
Может быть, так было и с фараоном?
Слова "и не введи нас во искушение" нужно понимать как просьбу о том, чтобы искушения, попускаемые Господом, для нашего преуспеяния в добродетели, не превышали наши силы.


С любовью о Христе,
                           прот. Аркадий Шатов



1) Почему Бог наказывает весь египетский народ за грех фараона?
То же самое за жену Авраама: наказание полагалось не только Авимелеху, но и "всем его".
2) Иаков соблудил со своей невесткой, но в Книге, кажется, не говорится о раскаянии в этом грехе. Почему?
3) Ной проклял внука. Разве это не грех?
4) В связи со множеством возникающих вопросов по Ветхому Завету: есть ли по нему толковая литература, желательно современных священников и богословов?


Юля, 
       14.02.2002


Уважаемая Юля!


1) Во-первых, действительно, грех одного человека оказывает влияние на других, и чем выше его положение, тем сильнее это влияние. Человечество в отличие от собора (собрания) ангелов представляет собою один род. Мы все соединены одной природой. Эта особенность - неотъемлемое свойство человека. Поэтому грех одного человека - Адама - распространился на всех людей. Поэтому Господь наш Иисус Христос - новый Адам - Своим искупительным подвигом - крестной смертью - спас все человечество. 
Царь связан со всем народом особенным образом, его добродетели спасают многих, его грехи многих могут погубить. Чаще всего народ имеет таких правителей, каких заслуживает. Своим поведением царь выявляет состояние, общее для большинства своих подданных. Наказав царя, нельзя не затронуть и его народ, который разделяет участь своего правителя, олицетворяющего народную массу.
Во-вторых, говоря о казнях египетских, следует помнить, что не только фараон, но и сами египтяне преследовали евреев. В неканонической книге Премудрости Соломона явно говорится о том, что египтяне достойны были лишения света и заключения во тьме, потому что "держали в заключении сынов Твоих (Божиих), чрез которых имел быть дан миру нетленный свет закона" (Прем. 18:4 и далее).

2) Из Вашего вопроса следует, что Вы перепутали Иакова и Иуду, его сына. Правды ради надо отметить, что Иуда не знал, что согрешает именно с невесткой, т.к. она скрылась под обличием блудницы. Если же говорить о сути греха Иуды, то уже отказ от поиска мнимой блудницы (Быт. 38:23), чтобы только не быть осмеянным, говорит об осознании им неправды своего поступка. Еще более ярко раскаяние Иуды видно из слов "Она правее меня" (Быт. 38:26) - Фамарь пошла на грех из желания иметь потомство. 
Стиль Библии очень лаконичен, о многом можно догадываться исходя из кратких и косвенных упоминаний.

3) Проклятие Ноем Ханаана - одно из непростых мест в Св. Писании. Объясняя действия Ноя, наказавшего вместо Хама его сына (своего внука), св. Иоанн Златоуст говорит: "Ной хотел и наказать Хама за его преступление и нанесенное ему оскорбление, и вместе не нарушить благословения, данного уже Богом (Быт 3:1)… Хам не меньше сына потерпел наказание и чувствовал мучение… Итак, сделано это для того, чтобы и отец по естественной любви к сыну потерпел тягчайшую скорбь, и благословение Божие осталось ненарушимым, и сын его, подвергшийся проклятию, понес наказание за собственные грехи, потому что, хотя он теперь подвергается проклятию за грех отца, но вероятно, был наказан и за собственные грехи". Далее Златоуст напоминает: Писание неоднократно показывает, что каждый наказывается за свои грехи (Втор. 24:16; Иер. 31:29; Иезек. 18:20). 
Кроме того, слова Ноя явно носят пророческий характер. Не по мстительности он произносит приговор, но по внушению свыше подвергает своего сына и внука наказанию, чтобы они через это осознали свою греховность и исправились. Ной в большей степени пророчески предсказывает будущее, чем призывает наказание. Полезно так же вспомнить и о том, что по толкованию Златоуста Ханаан был рожден от невоздержанности своего отца во время потопа - времени гибели всего человечества - и унаследовал невоздержанность, передав ее и своим потомкам - хананеям, которые по повелению Божию были изгнаны евреями из Палестины.

4) Толковой литературы по Ветхому Завету, к сожалению, не так уж много. Гораздо больше протестантских изданий, чаще всего неприемлемых из-за "дурного буквализма" и конфессиональных искажений и ошибок. Прежде всего, надо сказать о Толковой Библии под редакцией Лопухина. При всех ее недостатках, она - плод коллективного творчества русских профессоров - библеистов начала XX века. Можно пользоваться и Библейской историей Лопухина как в трехтомном издании, так и в сокращенном варианте. Можно воспользоваться и Священной историей Ветхого Завета М.И. Богословского, переизданной в 1999 г. Свято-Троице-Сергиевой Лаврой, "Пророческими книгами" Алексея Хергозерского, "Священной историей Ветхого Завета" прот. Николая Попова.
Конечно же, следует обращаться и к святоотеческим толкованиям, например: "Шестоднев" Св. Василия Великого и Григория Нисского, "Беседы на книгу Бытия" Иоанна Златоуста и т.д. Из более современных толкований можно рекомендовать: "И сказал Бог" прот. Николая Иванова, "Священная Библейская история" Б.Н. Пушкаря (Чебоксары, 1996).
Из переводной литературы можно особенно рекомендовать "Ветхий Завет говорит" Самуила Шульца. Привлечение им обширного материала из истории древнего мира и Библейской археологии позволяет гораздо глубже понять исторический аспект Ветхого Завета.
Помимо всего указанного существует и другая литература - словари и энциклопедии, а так же толкования на отдельные книги Ветхого Завета. 


С уважением, 
           диакон Иоанн Шевцов



Почему мы считаем истинными видения некоторых людей? Например, сон инока о блаженной Феодоре. Это мог быть просто сон. Ведь мы видим сны о том, что нас волнует.
Во время Стоглавого собора, принимая двуперстное крещение, ориентировались, в том числе, и на видение Богородицы одному иноку, повелевшей креститься так (статья Михайловой из журнала "Благодатный огонь"). Почему же потом от этого отказались?


Юля, 
       14.02.2001


Святая Церковь всегда настороженно относилась к различного рода видениям, откровениям и снам. Преп. Иоанн Лествичник в третьей степени "Лествицы" говорит: "Кто верит сновидениям, тот вовсе не искусен, а кто не верит никакому сну, тот любомудрый". Это так, объясняет святой, потому, что во сне душа человеческая часто бывает беззащитна от действия диавола. "Демоны тщеславия, - пишет преп. Иоанн, - пророчествуют во время сна, по хитрости своей предугадывая будущее и предвещая оное нам, чтобы, по исполнении видений, пришли мы в удивление и вознеслись помыслом, как близкие уже к дарованию предвидения. Для тех, которые верят демону, часто бывает он пророком... Бесы нередко преображаются в светлого Ангела, и принимают вид мучеников, и во сне показывают нам, будто мы в общении с ними; по пробуждении же нашем погружают нас в радость и самомнение. Сие да будет тебе признаком обольщения".
Вместе с тем, по мнению святого, бывают благодатные видения - те, которые говорят о муках души при ее разлучении с телом, о суде и посмертном наказании. Таким образом, откровение иноку о блаженной Феодоре совершенно определенно может считаться благодатным. Однако, предупреждает святой Иоанн, если и такие сновидения наводят на тебя отчаяние - то и они от бесов (1).
Греческий подвижник XX столетия старец Епифаний считал, что "стремление иметь видения является вовсе не здоровым благочестием, а фанатизмом, то есть нездоровой экзальтацией и очень часто - опаснейшей ловушкой сатаны" (2).
Весьма похоже, что такой ловушкой стало видение инока, на которое опирались при безоговорочном введении двоеперстия на Стоглавом соборе. Сейчас многие говорят о том, что церковный собор был тогда не вправе предавать церковной анафеме за то, каким образом люди крестятся - ведь это совсем не догматический, а чисто обрядовый вопрос. Страшные плоды этого решения Русская Церковь пожала спустя сто лет, во время раскола, когда от Церкви отпали тысячи людей, не желавшие принимать троеперстие, на котором лежало проклятие Стоглава ("Иже кто не знаменается двемя персты да есть проклят").
Все случилось, как об этом предупреждал Иоанн Лествичник: "Как начнем верить бесам в сновидениях - надругаются они над нами и в бодрственном состоянии" (3).
Характерно, что и деятели раскола, и сам Никон имели различные видения, стремились их видеть, считали их боговдохновенными и ... часто становились их жертвами. Настоятель Казанского собора протопоп Иоанн Неронов, поссорившись с Никоном и не приняв его нововведений, удалился в Чудов монастырь и после недельного поста и молитвы услышал голос от иконы: "Приспе время страдания, подобает вам всем неослабно страдати" (4) (то есть не надо мириться с Никоном, не надо слушаться Патриарха, а надо настаивать на своем и раскалывать дальше Церковь).
Никон приобрел способность к видениям еще со времени своего соловецкого монашества. Уже уйдя в Новый Иерусалим, он увидел пришедшего к нему во сне свт. Иону и других московских святителей, призывавших его вернуться на кафедру. Однако, придя в Москву, Никон не был принят Царем и вынужден был с позором уйти обратно (5).
Для того, чтобы избежать воздействия на нас окаянного диавола, будем, как советуют нам святые, каяться в наших грехах и проводить время в трезвении и нерассеянной молитве.
(1) Преподобного отца нашего Иоанна "Лествица" в сокращении для начинающих путь духовной жизни. М.: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1991. С.23-24.
(2) Свящ. Дионисий Тацис. Изречения подвижников Греции. М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2001. С.13.
(3) "Лествица". С.24.
(4) С.В. Бушуев. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XVII-XVIII вв. М.: "Книжная палата", 1994. С.173.
(5) Там же. С.190.

С уважением, 
             иерей Василий Секачев


P.S. Дорогая Юля! Простите, пожалуйста, за задержку с ответом. В ближайшее время мы разместим на сайте и ответы на Ваши вопросы по Ветхому Завету.



1. Разместите, пожалуйста, расписание служб в Вашем храме. Существуют ли изменения во время Великого Поста?

2. Приходской храм - это тот, который ближе к дому? Что делать, если там мне не очень нравится?


Юлия, 
          17.03.2002


Дорогая Юля!


1) Во время Великого Поста в порядке совершения богослужений происходят радикальные изменения - в Церкви отменяется ежедневное совершение Литургии. Для укрепления и утешения постящихся каждую среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Полная Литургия в течение Поста будет совершаться в субботу (Литургия свят. Иоанна Златоустого) и воскресение (Литургия свят. Василия Великого). Исповедь в нашем храме будет совершаться перед утренними службами в среду и пятницу (в 6.45), вечером в пятницу и в субботу после окончания всенощной (примерно в 19.30).
Кроме того, первые 4 дня Великого Поста (понедельник - четверг) вечером совершается чтение Великого Покаянного канона Андрея Критского. В нашем храме чтение канона будет начинаться в 18.00.

1-я неделя Великого Поста в храме св. блгв. цар. Димитрия:

Понедельник                        6.45   Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня
                                              18.00  Великое повечерие. Канон Андрея Критского
Вторник                                6.45   Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня
                                              18.00  Великое повечерие. Канон Андрея Критского
Среда                                    6.45    Исповедь. Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня.
                                                         Литургия Преждеосвященных Даров. 
                                              18.00  Великое повечерие. Канон Андрея Критского
Четверг                                 6.45    Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня
                                              18.00  Великое повечерие. Канон Андрея Критского
Пятница                                6.45   Исповедь. Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня
                                                         Литургия Преждеосвященных Даров
                                               17.00 Утреня. Исповедь
Суббота                                 6.45   Литургия свят.Иоанна Златоустого
                                               17.00 Всенощная. Исповедь
Воскресение                          6.45, 9.00 Литургия свят.Василия Великого
                                               17.00  Вечерня

Следующие недели Великого Поста

Понедельник                          6.45  Утреня. Часы. Изобразительны
                                                17.00  Вечерня
Вторник                                  6.45  Утреня. Часы. Изобразительны
                                                17.00  Вечерня
Среда                                       6.45  Утреня. Часы. Изобразительны
                                                          Литургия Преждеосвященных Даров. Исповедь.
                                                 17.00 Вечерня
Четверг                                    6.45  Утреня. Часы. Изобразительны
                                                 17.00 Вечерня
Пятница                                   6.45 Утреня. Часы. Изобразительны
                                                          Литургия Преждеосвященных Даров. Исповедь.
                                                 17.00 Утреня. Исповедь
Суббота                                   6.45  Литургия Иоанна Златоустого
                                                 17.00 Всенощная. Исповедь
Воскресение                            6.45, 9.00 Литургия Василия Великого
                                                 17.00 Вечерня


2) Приходской храм - это тот, в котором служит твой духовник, т.е. священник, которому ты постоянно исповедуешься. Это совсем не обязательно тот храм, который находится ближе к дому.
Раньше действительно верующие были приписаны к определенному приходу. Но этот порядок уже давно изменился, да и храмов сейчас пока все еще меньше, чем было раньше и необходимо сейчас. Поэтому некоторым верующим приходится издалека добираться в те храмы, где служат их духовники. 


С любовью о Христе,
                            прот. Аркадий Шатов



Я хотела попросить Вас написать, почему Православная Церковь не празднует так горячо любимый всеми молодыми людьми праздник "Любви" (14 февраля). Хотелось бы компетентно (с православной точки зрения) отвечать другим. А сама я точно не знаю.


Оксана,
            15.02.2002


Дорогая Оксана!


Праздник Любви Православная Церковь празднует каждый день, вспоминая о безмерной любви Бога к нам и о любви святых, которая подобна любви Божественной. Вся наша земная жизнь должна стать праздником любви, дорогой в Царство Божие, Царство бесконечной Любви. 
Молодые люди празднуют 14 февраля не праздник Любви, а праздник влюбленности. Влюбленность - это не подлинная любовь. Она отличается от настоящей любви непостоянством, привязанностью к одному человеку, часто нецеломудрием. Иногда влюбленность - это тоска по настоящей любви, иногда - игра воображения, иногда влюбленностью прикрываются грубые плотские чувства. Влюбленность часто начинается с очарования и почти всегда заканчивается разочарованием. 
Кроме Господских и Богородичных праздников, дней памяти святых мы в наших приходах иногда отмечаем еще один праздник любви - Таинство Брака. В этом таинстве соединяются два человека, которые сохранили свою любовь друг для друга, их Бог соединяет навечно в одно существо для того, чтобы они жертвенной любовью служили друг другу. Радость этого Таинства - общая радость всей Церкви. Разве может сравниться с этим праздником легкомысленный, глупый и легковесный т.н. "день св. Валентина"?
Не все люди любят и умеют собирать грибы в лесу. Настоящие грибники знают, что под видом съедобных грибов есть много грибов ядовитых, ложных: ложный белый гриб, ложные опята. Если хороший гриб перепутать с ложным, можно отравиться насмерть. 
14 февраля может стать праздником ложной любви. Поэтому лучше не рисковать и праздновать по-православному праздники Истинной, Спасительной Любви, которые отмечает Церковь. 


С любовью о Христе,
                             прот. Аркадий Шатов


P.S. Простите, что отвечаю с запозданием.



Батюшка, ответьте, пожалуйста, почему Церковью не благословляется иглоукалывание, мануальная терапия, точечный массаж, Су-Джок?


С уважением, 

раб Божий Михаил, 
                                04.03.2002


Уважаемый Михаил!


К сожалению, про Су-Джок я ничего не знаю и ответить Вам не могу.
В первых же трех методах нет ничего плохого, если это чисто медицинское, физиологическое воздействие на организм. Не допускается использование этих методик, если они связаны с какими-нибудь ритуалами, молитвословиями, медитациями и т.п.


С уважением,

священник Иоанн Емельянов



Отец Аркадий! В одном из эфиров "Радонежа" Вы упомянули книгу Виктора Николаева "Живый в помощи", сказав (дословно не помню), что не считаете ее необходимой для личного спасения. Пожалуйста, объясните этот момент более подробно. 


Раб Божий Владимир, 
                                    04.03.2002


Дорогой Владимир!


Для спасения нам необходимо Евангелие, жития и творения святых. Можно спастись не читая никаких других книг. Они могут быть очень полезны, но не необходимы.
Кроме того, книга, о которой Вы спрашиваете, содержит очень натуралистическое описание различных жестокостей. На мой взгляд, читать такие описания не только не полезно, но и вредно для души.


С любовью о Христе,
                           прот. Аркадий Шатов



По поводу Чимкентского приюта: какие точно у них реквизиты для перевода денег?


Юлия, 
          27.02.2002


Дорогая Юлия!


Если Вы хотите помочь детскому приюту г. Чимкента, то можно прислать перевод на адрес Епархиального управления:

Казахстан, 486011, г. Чимкент, ул. Ушакова, д. 6. Кафедральный собор во имя Святителя Николая. Зав. епархиальным отделом милосердия и благотворительности 
Ж.В. Лисицыной
или на счет: 
Управление Чимкентской Епархии
Филиал Банка "Центр Кредит"
РНН 582 400 018 145
МФО 195 801 810
Р/с 200 700 349
БИК 195801810



В Вашем журнале "Нескучный сад" много пишется о беспризорниках, вот и президент занялся этим вопросом. У меня есть своё мнение. Надо издать закон, по которому детей-сирот и детей, у которых родители лишены родительских прав, можно направлять для воспитания в воинские части. Как во времена войны были "сыны полка". Так и будет подрастать будущее поколение военнослужащих, и проблему беспризорности можно будет решить.
Спаси Вас Господи.


Леонид, 
             11.02.2002



Дорогой Леонид!


Не думаю, что в настоящее время воинские части нашей армии будут той средой, которая сможет воспитать беспризорников. Нашу армию саму нужно воспитывать. К сожалению, в воинской среде широко распространены явления, которые являются грехом (не говоря о самых тяжелых грехах, достаточно упомянуть самые распространенные - нецензурные выражения, курение). Армия сейчас находится в неустроенном, переходном состоянии. Не возрожден еще и институт полковых священников, мало храмов в воинских частях. Поэтому в наше время Ваша идея вряд ли осуществима.

С любовью о Христе,
                            прот. Аркадий Шатов



В связи с предстоящими этой весной курсами патронажных сестер хотелось бы узнать:
а) если я живу и работаю в Москве 3 года, но не имею регистрации, возьмут ли меня учиться?
б) по окончании можно ли будет устроиться работать по этой специальности в другом городе, и чем я смогу быть полезной на этой должности, чему я научусь?
Заранее благодарна за ответ.
Спаси Вас Господи!


Инга,
        11.02.2002



Дорогая Инга!


На курсы патронажных сестер будут принимать преимущественно тех, кто во время обучения и после окончания курсов хочет хотя бы отчасти посвятить себя служению милосердия.
На курсах будут учить уходу за больными. Кроме изучения медицинских аспектов, будет обращаться внимание и на духовную сторону этого служения. Будут проводиться беседы на следующие темы: как привести больного к вере? Как помочь священнику при совершении Таинств? Как воспитать в себе добродетель милосердия?
Более конкретные ответы Вы сможете получить на собеседовании, о времени и месте проведения которого можно узнать по телефону: 151-78-66.

С любовью о Христе,
                            прот. Аркдий Шатов



Здравствуйте! В архиве за 2001 год я прочитала среди прочих ответов и ответ на вопрос о супружестве. Из ответа я поняла, что верующей девушке категорически нельзя выходить замуж за неверующего человека. Но дело в том, что я вышла замуж по огромной любви (именно любви, а не влюбленности). Очень люблю и уважаю своего супруга. Его нельзя назвать до конца верующим, он не соблюдает постов, не ходит в храм. Но он очень добрый и чистый человек, любит меня и заботится обо мне. Я верю, что когда-нибудь он придет к принятию веры. Я не могу давить на него и заставлять исполнять то, что он пока не готов делать. В этой ситуации можно или нет говорить о том, что я совершила грех, выйдя за него замуж? Могут ли меня, не дай Бог, отлучить от Церкви?
Заранее спасибо за ответ.
С огромной любовью и уважением,


Юлия, 
          04.02.2002



Дорогая Юля!


Точный ответ на Ваш вопрос зависит от многих обстоятельств, о которых Вы не пишите. Лучше всего поговорить об этом со священником, у которого Вы исповедуетесь. Брак предполагает единство. Муж и жена соединяются в одно существо. Возможно ли это единство в том случае, когда самое главное для одного - вера во Христа - ничто для другого? Как эти супруги будут воспитывать своих детей? Возможно ли между ними взаимопонимание? На эти вопросы Вам предстоит отвечать не теоретически, а каждый день Вашей совместной жизни. Дай-то Бог, чтобы эти ответы не были слишком огорчительны для Вас и Вашего супруга.

С любовью о Христе,
                            прот. Аркдий Шатов



У нас, наверное, как и везде, много разных сект
, именующих себя христианами. Я благодарен Господу, что я православный. Но вот мой вопрос: почему Православная Церковь (на мой взгляд, конечно) мало борется, или вообще не защищает себя от агрессивных сект, разве что только предупреждая нас, что это еретики. Мы нуждаемся в квалифицированной информации наших священников о еретических толкованиях больших сект, чтоб самим не впасть случайно в грех. 
Спаси, Господи!


р.Б. Юрий, 
                  02.02.2002



Дорогой Юрий!


У нас в Москве издается много противосектантской литературы, журнал "Прозрение", вышло два издания учебника А.Л. Дворкина "Сектоведение", есть противосектантские центры. Один из них, Информационно-консультационный Центр свщ.мч. Иринея Лионского существует и в Интернет (http://iriney.vinchi.ru). Там Вы найдете квалифицированную информацию о разных сектах и о том, чем они опасны.
Ввиду всего вышеизложенного не могу согласиться с Вами, что Православной Церковью мало делается для борьбы с сектантскими ересями. Нужно не только критиковать ложные учения, но и учить истинной вере. Человека воцерковленного, просвещенного православным учением не очень-то соблазнишь какой-нибудь глупой ересью.

С любовью о Христе,
                           прот. Аркадий Шатов



Меня смущает наличие у Господа любимого ученика - Иоанна.


Светлана, 
                31.01.2002



Бог в воплощении стал человеком во всем подобным нам, кроме греха. Вас не смущает наличие у Господа - Матери? братьев? сестер? друга (Лазаря)? города, который он называл Своим? человеческих чувств? ограниченности телесных сил? усталости? голода? 
Любимый ученик - не любимчик в нашем понимании. Любовь Христова - не пристрастие. Господь любил и Иуду, и тех, кто Его распинал на Кресте. Наличие любимого ученика не означает, что были нелюбимые ученики. 


С любовью о Христе, 
                            прот. Аркадий Шатов



Здравствуйте братья и сестры! Хочу сказать большое спасибо всем, принимающим участие в этом замечательном сайте! И хочу задать житейский вопрос. 
Дело в том, что я знакома с одним молодым человеком. Человек во всех отношениях положительный - православный, воцерковленный, не пьет, не курит, симпатичный, трудолюбивый, нежный... Меня очень любит, замуж выйти, правда, пока не просил, но чувствую, что это не за горами. Проблема во мне. 
Дело в том, что я не испытываю к нему абсолютно никаких чувств. Ничто в нем меня не раздражает, не отталкивает, но и не тянет меня к нему. Конечно, я не жду такой любви, как в кино, но и полное отсутствие чувств - тоже плохо. Я сознаю, что замуж выйти надо, что он - самая подходящая кандидатура, лучше едва ли найдешь... Но как жить вместе, если нет чувства? Или поступать по принципу "стерпится - слюбится"? 
Вероятно, отсутствие чувств вызвано только моим характером - я люблю одиночество, с трудом представляю, что кто-то, пусть даже самый любимый человек, все время будет рядом, я достаточно холодна, и хоть и люблю смотреть романтические мелодрамы, в жизни реалистка и прагматик. Как вы думаете, стоит ли мне выходить замуж за этого человека или считать отсутствие чувства - волей Божьей, тем, что еще не время? Или это только мой противный характер виноват и не стоит обращать на это внимание? Я правда запуталась, подскажите, пожалуйста!


Наталья, 
             21.01.2002



Дорогая Наташа!


Я думаю, что без любви выходить замуж не стоит. (Тем более, что он пока еще и не сделал предложения). Нужно подождать. Вести себя сдержанно, скромно, целомудренно и молиться Богу, чтобы открылась Его воля. Воля Божия познается через благословение духовника, родителей, через наличие "зрячей" любви. Эта любовь отличается от влюбленности тем, что приходит, когда лучше узнаешь человека со всеми его изъянами и недостатками. Влюбленность часто обманывает, потому что обращена на внешний, часто придуманный образ. Спешить нельзя ни в коем случае. За неправильный выбор супруга придется расплачиваться не только тебе, но и твоим детям.


С любовью о Христе, 
                           прот. Аркадий Шатов



Господь наш отдал жизнь во спасение всех, в т.ч. и евреев; апостол Павел готов был быть отлученным за своих однополеменников; первомученик Стефан молился за убивающих его евреев; Церковь учит любить ненавидящих нас. Откуда такая ненависть у православных христиан к евреям? Господь силен восставить природную ветвь. 


Марк, 
         12.01.2002



Дорогой Марк!


Ненавидеть кого-то за принадлежность к той или другой нации или расе грешно. Откуда этот грех в душах некоторых православных христиан? Оттуда же, откуда и остальные грехи: от неведения, от самолюбия, от диавола. 


С любовью о Христе, 
                            прот. Аркадий Шатов



Уважаемый отец Аркадий, что означают слова Иисуса в Нагорной проповеди:
"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и обратившись не растерзали вас" (Мт.7,6)?

С уважением, 


Надя, 
        04.01.2002



Дорогая Надя!


Эти евангельские слова означают, что нельзя открывать тайны веры и говорить о Таинствах Церкви людям, которым это не нужно. У животных нет благоговения перед святыней, нет его и у людей, закосневших в неверии. Свинья не оценит красоту жемчужины, ей нужно корыто с помоями; человек, живущий по плоти, будет смеяться, если говорить с ним о духовном. Если открыть святилище своей души нараспашку перед человеком неверующим и не ищущим веры, он своими словами и действиями может повредить твоему духовному устроению.


С любовью о Христе, 
                           прот. Аркадий Шатов



1) Во время учебы в Болгарии и Греции я столкнулась со многими любопытными современными балканскими традициями. Так в греческих монастырях верят в существование сглаза и порчи и читают специальные молитвы против этого, а в Софии служат чин Васильевых молитв, который в народе слывет службой от черного глаза и поэтому собирает полные храмы. Не является ли это наследием древних язычников? Неужели Православная Церковь признает сглаз и боится его?
2) О. Аркадий, Вы читали книгу про Матронушку?
Это скорее энциклопедия народных суеверий (сглазы, порчи, святая водичка, слитая с распятия на лютеранском кладбище). Очень хочется верить, что та святая, которой мы молимся, и женщина, о которой идет повествование, не имеют ничего общего между собой. Почему же это в высшей мере соблазнительное жизнеописание издается и переиздается огромными тиражами издательством православного Даниловского монастыря? 
3) Как отличить святого, если он не мученик или преподобный, а принимает на себя крест юродского подвига, от народного целителя или гадалки?
 


Александра, 
                    03.01.2002



Дорогая Александра!


1. К сожалению, к православным обрядам и обычаям нередко примешиваются языческие суеверия. И не только в болгарской или греческой церкви. Члены Православной Церкви должны бояться Бога и бегать от греха. Под "сглазом" часто понимается воздействие злых духов на человека. С одной стороны, мы должны помнить, как уничижительно называл сатану св.прав.Алексий (Мечёв) - "окаяшка", а с другой - понимать, что по нашей греховной немощи мы не в силах противостоять ему, если нам не поможет Бог. Победить врага мы можем не магическими заклинаниями, а смирением и усердной молитвой. Молитва может иметь разные формы и последования, но больше всего нас укрепляет участие в Божественной Литургии и Святое Причащение. 

2. Книгу про Матронушку, о которой Вы говорите, я не читал. Вы правы, когда пишете о том, что о святых иногда передают искаженную информацию. 

3. Отличить юродствующего святого от находящегося в прелести очень трудно. Я думаю, эта задача нам с Вами не по силам.


С любовью о Христе, 
                          прот. Аркадий Шатов



Я посещаю храм с детства. В детстве мне всегда нравилось в храме, но была ли в то время у меня настоящая вера - пожалуй, нет, все было больше на формальном уровне. А по мере взросления я стала задумываться о Боге, и ни к чему хорошему эти раздумья меня не приводили. Меня стали мучить сомнения. И мучают они меня до сих пор, я не знаю, что делать со своим маловерием. Часто молюсь, прошу Бога: "Господи, я же хочу поверить, дай мне веру, дай знак", а в голове мысль: "и не будет тебе знака, не от кого его получить, после смерти - пустота". Вот этой то пустоты я больше всего и боюсь, меня так ад не страшит, как прекращение существования. 
Вот пишу все это и самой страшно - это же я не маловерующая, я совсем неверующая получаюсь! Но я не хочу быть неверующей! Я хочу "вложить руку свою в ребра Его" и поверить, но не могу. Я безумно завидую бабушкам, которые верят не задумываясь и абсолютно не боятся смерти. Я сама стараюсь не думать, но не получается... 
Всевозможные доказательства бытия Бога меня убеждают, но крайне ненадолго. Самой убедительной и произведшей на меня наибольшее впечатление была книга митрополита Вениамина (Федченкова) "О вере, неверии и сомнении". В ней автор показал, что Бога просто не может не быть, потому что Он есть, и что Иисус Христос - действительно Сын Божий, потому что это так и есть на самом деле. Вот эти-то простейшие доказательства меня и убедили лучше всего остального, после прочтения этой книги я не знала как благодарить Бога за то, что я наконец верю, все сомнения пропали без следа! Но прошло недолгое время, книга несколько забылась, и сомнения и мудрствования лукавые вернулись... И это ввергло меня в настоящее уныние... И опять все те же мысли - ведь я же не воинствующий атеист, который стремится во что бы то ни стало доказать, что Бога нет, наоборот, я ищу Его, хочу обрести веру, так почему же Он мне не поможет, не подтолкнет? 
Я даже не знаю, с какой целью я все это пишу, ведь тут вряд ли можно дать какой-то однозначный совет или же привести еще одно доказательство - не помогают они мне. Но я все чего-то жду... и очень не хочу отпасть от Бога и Церкви... Если можете, батюшка, посоветуйте что-нибудь, пожалуйста! Очень прошу помолиться обо мне всех читающих мое письмо. 


Ольга, 
          28.12.2002



Дорогая Оля!


Когда я был в твоем возрасте и был неверующим человеком, я тоже искал веру и не находил. Помню: ночь, я на коммунальной кухне в темноте стою на коленях и требовательно молюсь, чтобы Бог явил мне Себя, дал бы какой-нибудь знак, что он услышал мою требовательную (сейчас бы я сказал дерзкую) просьбу. Тогда я не получил ответа, как не получал его всегда, когда требовал, а не просил со смирением.
Неверие я изживал годами, десятилетиями. За это время много было знамений, чудес, милостей, во много раз превышающих мои грехи. Теперь каждый день моей жизни я воспринимаю, как чудо милости Божией. Бог являет мне Себя в церковных Таинствах, в обстоятельствах моей жизни, открывается через других людей, через книги. Я опытно знаю, что Он слышит мои молитвы. Теперь я понял: это не я Его искал, а Он искал меня. Я убегал от Него грехами, неверностью, суетой, мелочностью жизни, ложью, лицемерием, себялюбием, плотоугодием. Он найдет и тебя, дорогая Оля, потому что Он тебя создал, искупил Своей кровью, умер ради тебя и воскрес, чтобы явить тебе Себя Воскресшаго в Таинстве Причащения. 
Ты хочешь Его увидеть? Чем ты будешь на Него смотреть? Ты хочешь услышать Его голос? Чем ты будешь слушать? Чисты ли глаза твоей души? Куда они смотрят? Есть ли у тебя чуткость души, чтобы услышать Его стук в твое сердце?
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Для того, чтобы увидеть Его, нужно исправлять свою жизнь, очищать свое сердце.
Он - рядом с тобой, дорогая Оля. Живи по Его заповедям и церковным правилам, которые указывают, куда и чем надо смотреть, как и чем слушать, потерпи немного со смирением и ты обязательно обретешь веру.
"Блаженны невидевшие и уверовавшие". 
P.S. Увидеть Бога можно верой. Ты, Оля, увидела Его, когда прочитала книгу митрополита Вениамина. Слабыми глазами нельзя все время смотреть на солнце. Нельзя во все моменты времени здесь, на земле, видеть Бога. Чтобы твоя вера укреплялась, нужно молиться, читать Евангелие, участвовать в Литургии, очищать душу покаянием, а сомнения разрешаются при беседе с духовником.


С любовью о Христе,
                            прот. Аркадий Шатов


Исповедуя Христа, вы исповедуете и Бога Израиля и закон Его. Тогда как вы называетесь священниками, если по закону священники - из колена Левина?


Антон, 
           02.01.2002



Дорогой Антон!


Если взглянуть на суть Вашего вопроса, то она сводится к необходимости соблюдения Моисеева законодательства, на которое Вы и ссылаетесь. Обрядовая сторона Закона (но отнюдь не 10 заповедей, которые только исполняются - доводятся до полноты - Христом (Мф. 5:6)), была отменена апостолами по изволению Св.Духа на апостольском Соборе в Иерусалиме (Деян. 15), ибо верующие во Христа "умерли для закона телом Христовым" (Римл. 7:4), закон же действует, пока жив человек (Римл. 7:1-3).
Таким образом, обрядовая сторона Моисеева законодательства, носившая временный характер, была прообразом грядущего и при приходе Благодати уступила ей место. (В Ветхом Завете см., например, Иер. 31:31-34, Иоил. 2:28-29).


С уважением,
             диакон Иоанн Шевцов