На этой странице вы найдете ответы на вопросы,
заданные с января 2005 года.


Прочитала нижеследующее на сайте у о. Моленко.

Уважаемый о.Олегъ Моленко! С большим интересом прочитала Ваше толкование и хочу узнать - в этом ли веке случится приход антихриста? Вот про 3 великую мировую войну Вы пишите, что она начнется 12 августа и, судя по некоторым Вашим высказываниям, достаточно скоро, но после нее будут еще 2 других всемирных бедствия - великий голод и великая смута прежде чем придет антихрист. Могли бы Вы поделиться Вашими мыслями о времени его прихода?

"Да, действительно приход антихриста и второе славное пришествие Христа Господа состоятся в начавшемся 3-м тысячелетии и в 21 веке!
О том, что это будет именно в третье тысячелетие от Р.Х., видно со слов самого Господа в Евангелии от Лк.13:
32 И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в ТРЕТИЙ ДЕНЬ КОНЧУ;
33 а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.
В 32 стихе имеется пророчество, которое открывается ключем, находящимся во 2-м Соборном послании апостола Петра в гл.3:
8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
Подставляем ключ ап.Петра в 32 евангельский стих и получаем:один день=тысяча лет; сегодня=1-ая тысяча лет; завтра=2-ая тысяча лет; третий день=3 тысячелетие. Т.е. в третье тысячелетие от Р.Х. Господь прекратит в Церкви Своей и среди людей на земле исцелять и изгонять бесов, ибо наступит уже вечное Его царство, в котором отбежит всякая болезнь, печаль и воздыхание, и бесов не будет. 33-й стих указывает на земное хождение Господа во время Его земного служения. Это указание ясно показывает, что в 32 стихе указано пророчество о сроке новозаветного периода.
О том, что антихрист и, вслед за ним, Христос придут в 21 веке, т.е. в 1 веке 3-го тысячелетия, причем где-то в начале, свидетельствует воскресение Христово, которое было в ТРЕТИЙ день по Писанию. Церковь (и прочие люди) в подражание Христу тоже воскреснет своими умершими членами в третий день=третьему тысячелетию, ибо жизнь Церкви измеряется тысячелетиями.
Но поскольку Господь наш Иисус Христос воскрес рано утром (ночью) в самом НАЧАЛЕ нового дня, то и Церковь Его воскреснет в НАЧАЛЕ третьего дня=третьего тысячелетия во время Его 2-го пришествия. Приход антихриста со всеми ужасами его правления будет предварять приход Христа-Судии и Мздовоздаятеля. Итак, ясно, что эти события произойдут в первую половину наступившего 21 века!
3-я мiровая атомная война будет в ближайшие годы. Год этой войны, для тех, кто не имеет об этом откровения от Бога, можно будет уразуметь из хода событий. После этой страшной войны, которую чудесным образом остановит воскресший Иоанн Богослов, начнется, как следствие войны, жуткий вселенский голод, который будет длиться 6 месяцев. После него в течение 40 дней на земле будет великая смута, во время которой ад будет проявлен на земле, и если бы Господь по обещанию своему не сократил эти дни до 40 дней - не спаслась бы ни какая плоть. Именно из бушующего моря великой смуты и явится зверь-антихрист."

Как к этому относиться. И как вообще относиться ко всякого рода толкованием апокалипсиса. Спасибо.

Елена,
21.01.2005

Дорогая Елена!

Простите, пожалуйста, за задержку с ответом. К литературе о пророчествах, о последних временах относиться следует крайне осторожно: среди подобных книг часто встречаются совсем не душеспасительные. И стоит ли нам особенно интересоваться этим вопросом? Ведь времена и сроки известны ТОЛЬКО Богу, Он Сам говорит нам об этом и призывает бодрствовать и трезвиться (в том числе потому, что никто не знает, кроме Бога Отца о дне второго пришествия Спасителя, о дате конца света). Поэтому попытка как-то вычислить, предугадать дни и сроки не вполне уместна, если не сказать, что противоречит нашему доверию Богу и Его Промыслу.
Часто различные секты очень увлекаются подобными предсказаниями последних времен, называют даты; таких примеров в истории уже было достаточно много, пока что еще никто не угадал, поскольку мир до сих пор существует:
По поводу "церкви", которую возглавляет Моленко тоже можно сказать, что это секта. Например, ее члены верят, что их церковь возглавляет апостол Иоанн Богослов, который не умер, а живет во плоти по сей день, а временная власть принадлежит ставленнику апостола Иоанна - Моленко; у них запрещены колокольный звон, клиросное пение и вообще "все, что затягивает и удлиняет службы"; никто из посторонних не должен не только присутствовать при молитве, но даже знать о месте собрания; "все члены общины обязаны носить бороду, однако в условиях гонения дозволяется снятие бороды в целях конспирации".
Слова о том, что "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" не стоит понимать буквально, это образное, символическое выражение, используемое апостолом, чтобы показать нам, что у Бога, если можно так выразиться, совершенно иное временное измерение. Понятно, что мир идет к своему концу. Наверное, нам важнее делать все от нас зависящее, чтобы быть готовыми к встрече со смертью в любой момент.


Здравствуйте!
Я ни разу не причащался (после своего крещения в возрасте около 6 лет) и не исповедался, но очень хотел бы пройти эти таинства, потому как чувствую на себе груз накопившихся грехов. Расскажите что для этого нужно, как подготовить себя, как это все происходит. Я только начинаю искать свой путь к Храму Божьему и очень мало что в этом знаю и понимаю, но очень хотел бы к этому приблизиться. Не знаю от чего, но мне кажется, что я испытываю излишнее волнение или даже страх при мысли об исповеди и причащении и одновременно с тем чувствую, что они мне необходимы.
Слышал, что существуют духовники, которые помогают и наставляют. Как найти своего духовника?

Игорь,
10.01.2005

Дорогой Игорь!

Очень буду рад помочь тебе! Посылаю тебе наши листочки об исповеди и причащении Твои волнение и страх перед исповедью вполне понятны, здесь и естественный страх перед неизвестным и действие врага. Мне тоже было 22 года, когда я начинал свой путь к Храму. Я постараюсь узнать, к кому из священников в Питере тебе было бы лучше обратиться. Но и ты сам должен усердно просить Бога и Матерь Божию указать тебе того священника, который стал бы для тебя духовным отцом и руководителем.
Дорогой Игорь! Я очень, очень рад, что ты встал на этот путь! Конечно, тебя ждут и трудности, и испытания, и искушения, и скорби, но радость быть с Богом не сравнима с печалями, которые тоже обязательно встретятся тебе на этом пути! Будь верен своему призванию! Поступай всегда по совести, а главное, всегда старайся молиться и проси, чтобы Бог указал тебе, как жить по Его святой воле!
Да сохранит тебя Господь и да наставит тебя на твоем новом, истинном пути!

С любовью,
                           протоиерей Аркадий Шатов.


Здравствуйте, о. Аркадий.
Пожалуйста, разъясните несколько вопросов: Как помочь подруге? Она читает книги Синельникова (сейчас такие распространены). Автор описывает как очистить организм, в тексте вперемешку дает советы по очистке (травами, маслами, клизмами, и т.д.). И как бы наставляет людей, что все в руках человека: цель, успех (было бы стремление) и добавляет выдержки из Библии, что не нужно осуждать и тебе добро вернется добром. Как говорит подруга, как ты к человеку, то и тебе будет. Я ее иногда не понимаю. Доходит до того, что она чуть ли не цитирует слова из этой книги и говорит, что каждый человек сам себе Бог и если веришь в свои силы все можешь сам и преуспеешь. Я с ней в корне не согласна. Но не осуждаю, а объяснить ей неправоту ее суждений не могу. Все принимает в штыки. Ходила она к мощам св.Матронушки. Купила книгу Житие св. Матроны. И теперь (как призывала св.Матронушка, чтобы приходили к ней и молились о помощи) подруга взяла Житие св.Матронушки и дома читает житие и задает какой-то вопрос св. Матроне, открывает книгу и находит пару предложений наобум. Считает, что это ответ св. Матронушки на ее вопрос. А по мне так это она, как некоторые... гадает по книге. Все в ее понятиях о святости и вере перемешано с ее личным мнением, высказываниями Синельникова о Боге и позицией к Православной вере. Мне просто страшно становится от ее позиции. И в душе переживаю, как ей помочь. Я человек верующий.
Простите, если я неправа.
Спасибо за Ваш ответ.

Татьяна,
27.01.2005

Дорогая Танюша!

Преп. Амвросий Оптинский говорил так: "Что реку человеку дураку, и что возглаголю творящему свою волю!" О подруге надо усердно молиться.

С любовью о Христе,
                           прот. Аркадий Шатов


Здравствуйте! Сейчас все больше на страницах православного Интернета мы находим личных просьб о финансовой помощи тяжело болящим людям! К сожалению, на эти призывы откликаются очень мало людей, а иногда вообще не откликаются!? Связано ли это с тем, что сейчас появились люди, которые злоупотребляют этим в своих корыстных целях? Как нам отличить правду от жульничества? И еще, если мы хотим помочь нуждающимся людям найти благотворителей, то существуют ли православные организации, которые могут оказать содействие в этом? Спаси Вас Господи.

Артем,
01.01.2005

Дорогой Артем!

Люди не откликаются на просьбы в Интернете по разным причинам. Кто-то по жестокосердию, кто-то из-за сомнений в искренности просящих о помощи, кто-то стремится помочь тем, кто находится рядом с ним, а не в Интернете...
На сайте комиссии по социальной деятельности при епархиальном совете г.Москвы МИЛОСЕРДИЕ.RU мы помещаем только те просьбы, которые предварительно проверяют сотрудники комиссии. Простите, что не смог Вам ответить сразу. На святках было очень много дел.

С любовью о Христе,

            протоиерей Аркадий Шатов,
            председатель Комиссии по церковному социальному служению.


Здравствуйте, батюшка.
Позвольте задать Вам два волнующих меня вопроса.
1. Наш храм Всех Святых на Кулишках в Москве имеет статус патриаршей резиденции и представительства Александрийской Церкви. Настоятель храма - архиепископ Афанасий, грек по национальности. Так вот, с осени 2004 г. я заметил, что во время Причастия дьякон не даёт принимающему Причастие целовать Чашу. Сначала он (протодьякон Пётр, если не ошибаюсь) делал это жестом, но один раз он громко (голос у него как у оперного певца) сказал: "Чашу не целуем!". В литературе я сам читал, о целовании ребра Чаши, сам ранее целовал и видел как целуют Чашу другие; говорил на эту тему с прихожанами других храмов. Возможно, это связано со статусом нашего храма. Может быть, это одно из прочих нарушений, допускаемых в нашем, да и других храмах (пребывание женщин в брюках, без головных уборов и др.)
2. Однажды мне попалась брошюра о том, как правильно соблюдать православный пост. Так было указано, что постный день начинается и заканчивается в шесть часов вечера накануне. На сайте же Православие.ru я увидел объяснение священника другое. Там говорилось об астрономических сутках. Как же правильно поститься: с 6-ти вечера или с полуночи.
Буду признателен, если получу ответы на мои вопросы, особенно, если они будут сопровождаться ссылками на определённый канонический материал. Заранее благодарю, и да хранит Вас Бог.

Дионисий,
17.01.2005

1. Дело в том, дорогой Дионисий, что в Александрийской церкви, как и в других греческих поместных церквях не существует обычая целовать Чашу. Не смущайтесь - это не главное.
2. В брошюре неправильно написано о посте. Простите, но времени подбирать ссылки у меня нет. Храни Вас Господь!

С любовью о Христе,
                           протоиерей Аркадий Шатов.


Пишет вам человек "сомневающийся", об этом-то и все вопросы. Они, наверно, покажутся глупыми, т.к. меня сравнительно недавно стала интересовать религия. Вот такой у меня наивный вопрос: считается ли грехом незнание? и соответственно неверие? все ли атеисты будут гореть в аду за то, что просто не знали о существовании Бога? Я просто некоторое время жил в одной азиатской стране и там люди почитали деревянные фигурки, которые приносили им успех в хозяйстве и бизнесе. Во время Страшного суда их будут судить по тем же законам, если они вообще "не при делах", (у них там нет церквей, религиозных ТВ-каналов, интернета с этим форумом, и читать там мало кто умеет)?

Филлип,
08.01.2005

Дорогой Филипп!

В уголовном законодательстве незнание законов не снимает вины с преступника и не является обстоятельством, смягчающим наказание. Это жестокое правило не действует на Страшном Суде. Не знающие Истинного Бога будут судимы по закону их совести, не слышавший о Христе и о Его заповедях не будет спрошен о том, о чем он не имел представления. Есть естественный закон совести, который Бог вложил в сердце каждого человека. И Ваших дикарей Бог будет судить по этому закону. Другое дело я, например. Меня ждет суд Божий строгий, взыскательный, потому что я слишком много знаю. Если Вы, Филипп, не отнесетесь ответственно к решению вопросов веры, Вы будете за это судимы, потому что Вы грамотны и у Вас есть возможность узнать истину.
Простите, что не смог сразу ответить.

Помоги Вам Бог!
                           Протоиерей Аркадий Шатов.


На Новый год муж подарил крестик с бриллиантом. И обижается, что я его не ношу. Как мне быть, ведь у меня давным-давно есть освещенный крестик, который я стараюсь всегда носить. Можно ли носить новый, чтобы не обидеть мужа? Можно ли старый отдать новорожденной дочке при крещении?

Анна,
08.01.2005

Можно освятить подаренный крестик и носить его. Прежний крестик можно отдать новорожденной дочке.

С уважением,
                           иерей Роман Бацман


Батюшка, благословите!
Простите, что отвлекаю вас от важных дел собственной невежественностью, но в литературе не смогла найти ответов на свои вопросы, а пойти напрямую в храм и отнимать время у батюшки неловко. У меня серия "бытовых" вопросов, касаемых исповеди. Дело в том, что я, будучи крещена во младенчестве, к вере начинаю подходить только сейчас. И постепенно осознала то, что мне жизненно необходима исповедь; исповедаться мне нужно с 6-и лет. Сначала я не знала, как и где мне найти батюшку, которому готова буду исповедаться, и поэтому оттягивала этот момент. Но Бог подарил мне встречу со священником (он соборовал моего умирающего дедушку), которого я не испугалась (извините). Я назадавала ему кучу сумбурных вопросов. Спасибо ему, он на них ответил, но мне не хватило смелости "допросить" его подробно о том, как все должно происходить и что от меня требуется. Он сказал, что с этим нельзя тянуть, что нужно просто придти на исповедь, а там "на месте" он поможет мне во всем разобраться. Но я так не могу. Это слишком важный для меня шаг, и я боюсь все сделать не так. Батюшка, я очень боюсь в самый ответственный момент растеряться, испугаться того, что говорю или делаю что-то неправильно, и что от этого весь смысл таинства пропадет. Помогите, пожалуйста, ответьте на мои вопросы:
1. Как нужно готовиться к исповеди? (Пост? Молитвы?)
2. Могу ли я просить батюшку назначить заранее мне время исповеди, или же нужно просто подойти после службы?
3. За сколько времени до исповеди и причастия нельзя принимать пищу, пить воду, курить?
4. Смогу ли я причаститься сразу после исповеди, или меня могут не допустить до причастия из-за тяжести моих грехов?
5. Так как с 7-и лет я нагрешила, мягко говоря, немало, то собираюсь идти на исповедь со "шпаргалкой". По какому принципу она должна быть составлена - по заповедям, или по хронологии совершенных мною грехов?
6. Насколько много должно говорить? Достаточно ли просто сознаться в том, что согрешила против определенной заповеди, или же нужно "проговорить" вслух: когда, как, при каких обстоятельствах?
7. Что делать, если не смогу сдержать слез (а так оно и будет), если они помешают мне поисповедоваться до конца? Как быть с такой "частичной" исповедью?
8. На исповедь можно приходить в любое время - и в пост, и в праздник?
Спасибо вам за потраченное на меня время.

Р.Б. Ольга,БИКЮ 09.01.2005

Дорогая Ольга!

Очень радостно, что Вы приняли решение пойти на исповедь, осознали ее жизненную необходимость! Не стоит смущаться и бояться что-то сделать не так, смысл Таинства не пропадет от так или иначе сказанных Вами слов. Господь смотрит на наше сердце, а не на внешние "правильные" действия. Очень хорошо, что Вы так ответственно подходите к своей первой исповеди, но, как и везде, во всем нужна мера - не стоит слишком бояться.
1. При подготовке к Исповеди главное - это осознание своих грехов и раскаяние в них - искреннее желание их больше не повторять. Специально поститься перед исповедью не обязательно, пост обычно предшествует Таинству Причащения. Можно почитать покаянный канон.
2. Обычно в храме исповедь проходить в определенное время, как правило, во время вечерней службы, а также утром перед Литургией. Уточнить время можно в самом храме, например, за свечным ящиком, а можно договориться о времени исповеди и непосредственно со священником.
3. Перед исповедью можно пить, принимать пищу. Наверно, стоит постараться поменьше курить, если не удается пока бросить. Ничего не едят, не пьют, не жуют жвачку, не курят с 12 часов ночи до Причастия.
4. Это должен решить священник после исповеди.
5. "Шпаргалкой" пользоваться обычно можно, специального принципа ее написания нет - это же Вы пишите для памяти.
6. Лучше исповедоваться подробно.
7. Слёзы не помешают, а помогут Вам покаяться.
8. На исповедь можно и нужно приходить в любое время - и в пост, и в праздник.

С любовью о Христе,
                           прот. Аркадий Шатов


Добрый день! Батюшка, в книгах св. отцов очень часто описывается ад. Я со своей фантазией как представлю себе все это, тут же впадаю в отчаяние, что нет надежды на спасение грешному человеку, который совершил тяжкие грехи, такие как аборт, блуд, и т.п., даже стыдно перечислять. Хотя я в них исповедалась, но все равно они на мне весят тяжелым камнем. Может так и должно быть и мне придется нести эту ношу всю жизнь, но как представлю, что дальше - дурно становится.
И еще подскажите, как и где можно найти духовного отца. Спасибо! И дай Бог Вам здоровья!

Елена,
20.01.2005

Дорогая Елена!

Все мы люди грешные. Кающиеся грешники попадают в рай, а нераскаянные грешники - в ад. Среди святых есть покаявшиеся убийцы и блудницы. Первым в рай вошел разбойник. Так что, отчаиваться не надо. Нужно не осуждать других, как бы они не грешили, нужно смиряться, можно плакать о грехах, но не унывать. Стараться делать людям добро и не отступать от Бога. Почаще исповедоваться и причащаться, если священник благословит. Хороших духовников в Москве много. Нужно молиться Матери Божией, чтобы Она помогла найти того, который наставит на путь спасения.

С любовью о Христе,
                           прот. Аркадий Шатов


Здравствуйте!
Умерла тетя, похоронили ее только на пятый день. Отпевали в церкви в день похорон. Мне знакомые сказали, что надо было отпевать на третий день, хотя бы и заочно, если даже не успеваете похоронить в это время. Так ли это? Спаси Господи.

Олег,
13.01.2005

Дорогой Олег, обычно отпевание совершается на третий день, в этот же день совершается погребение. Но если погребение откладывается, откладывается и отпевание. Таких примеров очень много. Вот один из них: св. прав. Алексий Мечев скончался в пятницу 9/22 июня 1923 г. Тело доставили в храм в среду 14/27 июня, а отпевали на следующий день, т.е. на пятый день.

С уважением,
                           иерей Алексей Спасский


Здравствуйте, батюшка. Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: является ли грехом употребление нюхательного табака? Спасибо.

09.01.2005

Эта вредная привычка является грехом, в котором нужно каяться и от которого надо избавляться.

С любовью о Христе,
                           прот. Аркадий Шатов


Добрый день, батюшка! Муж оставил меня, мы были обвенчаны. Подскажите, пожалуйста, как расторгнуть церковный брак? Заранее благодарю. С уважением,

Елена,
13.01.2005

Дорогая Елена!

Церковь не расторгает брак, она только может признать, что из-за грехов супругов брак не состоялся. Если Вы захотите повторно вступить в церковный брак, Вам нужно обратиться за разрешением к правящему архиерею Вашей (Санкт-Петербургской) епархии.

Тел. епархиального управления: (812) 274-26-33, 274-14-13, 274-06-28.
Адрес: Санкт-Петербург, Набережная реки Монастырки, 1.