СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ЦАРЕВИЧ ДИМИТРИЙ

Cв. блгв. царевич Димитрий

15(28) мая - день убиения благоверного царевича Димитрия. Это наш престольный праздник. Больничный Храм освящен во имя этого святого потому, что он - небесный покровитель князя Димитрия Голицына, на чьи средства построены Храм и больница. 

Благоверный царевич Димитрий (1582-1591) - сын царя Иоанна Васильевича Грозного и Марии Феодоровны Нагой, его седьмой жены. Грозный государь скончался в 1584 году, оставив престол своему старшему сыну Феодору. Царь Феодор Иоаннович был кроток и благочестив, но не имел качеств, необходимых для управления державой. Он доверил вести государственные дела своему шурину, брату царицы Ирины, Борису Годунову, который был, несомненно, талантлив как правитель, но сердце имел злое и жестокое. Одержимый властолюбием, он мечтал сам царствовать на Руси.

Царь Феодор Иоаннович не имел детей и был слаб здоровьем. Борис постарался вовремя принять меры, чтобы после смерти монарха русский престол достался "достойнейшему", то есть ему самому. Всех бояр, кто по древности рода мог бы претендовать на царство, он под разными предлогами удалил из Москвы. Но главным "врагом" Бориса оказался маленький мальчик - царевич Димитрий, сосланный вместе с матерью и со всеми ее родственниками в свой удельный город Углич.

Борис сделал все, чтобы лишить Димитрия народной любви. Он добился запрещения поминать имя царевича на литургии, объясняя это тем, что как сын от седьмого брака царевич должен был считаться незаконнорожденным. Люди Бориса повсюду распространяли слухи, что мальчик будто бы нравом похож на своего отца, что он любит смотреть на кровь и сам мучает и убивает животных. Говорили, будто он, играя зимой с другими детьми, велел сделать из снега двадцать кукол, назвал их именами знатнейших бояр и принялся рубить саблей: кому отсек голову, кому руку или ногу.

Народ не верил этим слухам. Борис понимал, что у него нет надежды взойти на престол, пока жив единокровный брат царя. И он задумал убить Димитрия.

Для этой цели он подкупил мамку царевича, боярыню Василису Волохову и ее сына Осипа. По словам летописца, боярыня не раз подносила Димитрию отравленную пищу и питье, но яд не вредил ему.

Тогда Борис по совету своего пособника Андрея Лупп-Клешнина предложил двоим людям - Владимиру Загряжскому и Никифору Чепчугову -стать правителями Углича с тем, чтобы они изыскали способ исполнить его замысел. Эти люди были многим обязаны Борису и готовы были отдать за него жизнь. Они соглашались властвовать в Угличе, но не желали стать убийцами.

В скором времени подходящий человек нашелся. Дьяк Михаил Битяговский сам вызвался услужить Борису. Годунов дал ему золота и велел ехать в Углич, чтобы править там земскими делами и хозяйством царицы, а при первом удобном случае погубить царевича. Вместе с Михаилом поехали его сын Данило Битяговский и племянник Никита Качалов.

Новые правители всячески притесняли царицу, лишив ее воли в собственных покоях. Но осуществить свое злое намерение - убить царевича им оказалось непросто. Царица, догадываясь обо всем, не спускала глаз с сына, не расставалась с ним ни днем, ни ночью, и кормила его из своих рук. Не видя возможности совершить злодеяние втайне, злодеи решились действовать открыто.

Однажды утром мамка Василиса Волохова, бывшая в сговоре с Битяговскими, стала особенно настойчиво убеждать царицу отпустить царевича Димитрия с ней погулять. Она притворно сетовала на то, что даже в такую хорошую погоду он вместо того, чтобы играть во дворе, вынужден сидеть в комнатах матери. Царица, наконец, согласилась, и мамка, взяв мальчика за руку, повела его во двор. Верная кормилица царевича Ирина Жданова, предчувствуя беду, хотела удержать своего питомца, но Василиса силой вывела его на крыльцо. Во дворе их ждали трое убийц: Данило Битяговский, Никита Качалов и Осип Волохов, сын Василисы. Последний с ножом, спрятанным в рукаве, подошел к царевичу, подал ему руку и сказал:

- У тебя, Государь, новое ожерелье?

Царевич ответил:

- Нет, старое.

При этом он поднял голову и улыбнулся. И тут Осип Волохов ударил его ножом в горло. Но рука убийцы дрогнула, нож только слегка задел гортань царевича, поранив его, но не лишив жизни. Мальчик упал, а Осип, уронив нож, в страхе убежал. Кормилица, которая в это время вышла на крыльцо, с криком бросилась к лежащему на земле царевичу и обняла его, закрыв собою. Битяговский и Качалов начали бить кормилицу и, оттащив ее от царевича, довершили страшное злодеяние. На крики прибежала царица и увидела своего сына уже умирающим. Произошло это в субботу 15-го мая 1591 года. Царевичу Димитрию было тогда девять лет.

Убийцы царевича думали с помощью Годунова избежать кары, но это им не удалось. В соборной церкви ударили в набат. Сломать дверь на колокольню, чтобы заставить пономаря прекратить звон, они не могли. Сбежались угличане, и, как рассказывается в житии, побили камнями сначала Михаила Битяговского, потом его сына, племянника, Осипа Волохова и всех, кто был причастен к этому беззаконному делу.

Положив тело нового мученика Димитрия в Спасо-Преображенской церкви, послали гонца в Москву. Борис Годунов перехватил этого гонца, и грамота, в которой говорилось об убиении царевича, была подменена. Таким образом царь Феодор получил известие, что его брат, играя во дворе в свайку, по недосмотру дядей своих, Нагих, заколол себя сам в припадке падучей болезни.

Царь очень опечалился, но поверил этой лжи. Для расследования дела в Углич были посланы Андрей Клешнин и князь Василий Шуйский. Клешнин, будучи главным советником Бориса в этом злодеянии, при виде мертвого царевича залился слезами.

Тело царевича поспешили предать земле.

Шуйский вел дело хитро: угрозами и обещаниями добивался от свидетелей лжи, а то и просто исправлял показания. В Москве материалы следствия, тщательно выправленные Шуйским, были по приказу Царя зачитаны на соборе святителей и бояр. Введенный в заблуждение лживыми донесениями, святой Патриарх Иов представил царю доклад, в котором говорилось о том, что жизнь царевича прекратилась "Божиим судом" и что вина за напрасное кровопролитие и мятеж в Угличе лежит на Нагих.

"Виновников" привезли в Москву, пытали, а потом сослали в разные города. Мать-царицу постригли с именем Марфы и заключили в монастыре святителя Николая на Выксе, где она жила, как в тюрьме, под присмотром немилосердных стражей. Многие жители Углича были казнены. Боярыня же Волохова, а также вдова Битяговского и другие пособники Бориса получили награды. Один Клешнин был неутешен и, как пишет Н.М.Карамзин, через несколько лет умер схимником.

Весть о гибели царевича взбудоражила народ. И лишь пожар в Москве, случившийся незадолго до Троицына дня, да татарский набег отвлекли внимание от угличских событий. Говорили, что именно Борис виноват в этих двух несчастьях, которые были ему выгодны для сокрытия злого дела.

В 1598 году царь Феодор скончался. Вдова его не пожелала царствовать и постриглась в Новодевичьем монастыре. Народ же московский и духовенство во главе со святителем Иовом просили Бориса Годунова принять царство. Так прекратилась на русском престоле династия Рюриковичей, и цареубийца сделался самодержцем.

Возможных соперников своих - родственников первой жены Иоанна Грозного Анастасии Романовой (матери царя Феодора) - он отправил в ссылку. Многих из них, в том числе Феодора и Ксению Романовых - родителей юного Михаила, будущего государя - насильно постригли в монашество.

В житии царевича Димитрия есть рассказ о том, как святой страстотерпец явился благочестивому угличскому монаху Тихону и предсказал, что придет некто под его именем, погубит царя Бориса и сам будет вместо него недолго царстовать. А потом явятся и другие подобные ему самозванцы, но скоро исчезнут.

Предсказание вскоре сбылось. Орудием Божьего гнева стал беглый иеродиакон Григорий Отрепьев, назвавшийся именем царевича, будто бы спасшегося от убийц. Имя это приводило в трепет Бориса и имело удивительное действие на всех русских людей. Многие верили расстриге. Даже те, кому доподлинно было известно о смерти царевича, готовы были, если не поверить, то покориться самозванцу.

В 1605 году Борис Годунов умер. Сын его Феодор царствовал недолго. Он был свергнут мятежниками, тотчас присягнувшими Лжедимитрию. Подстрекаемый слугами самозванца народ свергнул и Патриарха Иова, который был с позором вывезен в Старицкий монастырь.

Предатель Православия, обещавший римскому папе ввести на Руси латинскую веру и присвоивший имя святого, был принят в Москве как государь. И даже несчастная царица-инокиня признала его сыном.

Около года царствовал беззаконный властитель. В 1606 году Москва восстала, и Лжедимитрий был убит.

Избранный царем Василий Шуйский велел перенести мощи святого мученика Димитрия в Москву. В числе других иерархов, которым царь поручил это дело, был и Филарет (Феодор Романов), в то время Ростовский митрополит.

Угличане всегда с благоговением относились к своему страстотерпцу. Однако во время господства Самозванца могилу царевича обходили стороной, не смея служить панихид над ней. После гибели Лжедимитрия угличане снова стали почитать могилу мученика. Они даже не хотели отдавать мощи в Москву. Когда мощи были открыты, то оказалось, что в течение пятнадцати лет они сохранялись почти совершенно нетленными. Хорошо сохранилось лицо, одежда, жемчужное ожерелье (то самое), и несколько орешков, которые были найдены в руке убитого ребенка и положены с ним в гроб. Эти орешки были потом вставлены в икону благоверного царевича Димитрия, которая долгое время находилась в Угличе.

Из Углича в Москву гроб с телом царевича несли на плечах. Царь Василий, царица-инокиня Марфа, духовенство и народ встретили мощи за городом. Царь сам нес до церкви Михаила Архангела гроб с мощами святого, которого прежде обвинял в самоубийстве, как бы выражая этим свое раскаяние.

Тогда же, посреди храма, царица-инокиня публично покаялась у мощей сына в своем предательстве и получила разрешение от присутствовавших святителей.

Царевич Димитрий был признан святым всею Русскою Церковью. Исцеления от мощей, бывшие уже в Угличе, продолжались и в Москве. В длинном перечне чудес более всего случаев исцеления слепых.

Бедствия и смуты на Русской земле не прекращались. Вместо убитого самозванца явились новые. В 1607 году по согласию с Патриархом Гермогеном, духовенством и гражданами царь повелел звать в Москву изгнанного мятежниками Иова. Карамзин говорит, что святитель был вызван почти из гроба примирить Россию с законом и небом. У него просили разрешения от грехов для всего мятежного русского народа. Старец объявил людям прощение в надежде, что они больше не будут изменять своим государям. В том же году святитель Иов, первый русский Патриарх, преставился ко Господу.

Память благоверного царевича Димитрия совершается трижды в год.

19 октября (1 ноября)-день его рождения. Благоверный царевич родился в 1582 году вдень, когда Церковь вспоминает святого мученика Уара, а крещен 26 октября (8 ноября) в день великомученика Димитрия Солунского. Поэтому ему было дано два имени: Уар и Димитрий.

19 октября день рождения еще одного удивительного русского святого - Иоанна Кронштадтского.

15 (28) мая-день убиения святого царевича Димитрия и престольный праздник нашего храма.

3 (16) июня празднуется перенесение мощей царевича из Углича в Москву. Мощи его и сейчас находятся в Архангельском соборе Кремля.

Прошло уже 400 лет с того дня, когда на Российской земле пролилась кровь царственного мученика Димитрия, принявшего смерть от раба и вместо земной державы наследовавшего Царство Небесное. Накануне смут и мятежей земля наша обрела дивного молитвенника на небесах.

Царевич Димитрий был младший из династии Рюриковичей. Со смертью его и Феодора род их прекратился.

В XX веке русские люди вновь подняли руку на помазанников Божиих. Последние представители дома Романовых - новые царственные мученики - предстоят теперь престолу Святой Троицы и вместе с первым царевичем-страстотерпцем Димитрием непрестанно молятся о спасении России и о прощении нашему народу греха цареубийства и вероотступничества.

Святой всегда таинственным образом присутствует в храме его имени. Здесь он особенно слышит наши молитвы.

Будем же помнить о том, что благоверный царевич Димитрий наш заступник перед Богом. Он не оставил своего народа. Мы можем обращаться к нему с молитвой об исцелении наших душ и телес, а также об исцелении страны нашей от тяжкого недуга безбожия.

СВЯТЫЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ЦАРЕВИЧУ ДИМИТРИЕ, МОЛИ БОГА О НАС!

ТРОПАРЬ, глас 4.

Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, богомудре мучениче, за скиптр Крест в руку приим, явился еси победоносец и жертву непорочну Владыце принесл еси себе: яко бо агнец незлобив от раба заколен еси. И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице, молися о державе сродников твоих богоугодней быти и сыновом российским спастися.

МОЛИТВА

О преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче царевичу княже Димитрие! Скоро предстани Небесному Царю и мученеческия твои руце о нас, грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велико; сохрани же твоими молитвами град сей, и вся грады и веси православныя, и Святейшаго Патриарха (имярек) и преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы и весь священный чин церковный, и в палате братию нашу, и вся православныя Христианы; всех нас приими во твое заступление, и от всех бед и зол избавляя, и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождай, и тех всяк навет и злохитрство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси, и в век будущий Небеснаго Царствия нас сподоби, и спасенных Богу представи, благодатью и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.